Доктор Ибрагим Малазада, курдский исследователь и преподаватель социологии в Университете Соран, и группа студентов, изучающих политическую социологию, прошлой весной посетили храм Лалеш, самый священный храм езидской веры, чтобы разрушить стереотипы.
Их познакомили с езидской культурой и верой, и Лукман Сулейман, сотрудник отдела СМИ храма, провел их по Лалешу.
«Первым планом было отправиться в христианскую деревню недалеко от Барзана, но большинство из них предпочли отправиться в Лалеш», — сказал Малазада в интервью телеканалу «Курдистан 24».
«Большинство из них любили посещать Лалеш, потому что существует слишком много неправильных представлений о езидах», — сказал он. «Даже я получил некоторые ответы на некоторые вопросы (которые у меня были о вере езидов). Так что для меня это было своего рода сюрпризом. А после визита студенты подошли ко мне и сказали, что это было потрясающе».
«После визита несколько студентов сказали мне, что их взгляд на езидов полностью изменился, и многие вещи, которые они думали о езидах, были неправильными».
«Их стереотипы о езидах изменились, и они больше не говорят о езидах через стереотипы», — добавил он. «Один такой визит равен 50 конференциям, потому что люди практически что-то видят и осознают реальность, которая отличается от чтения книги».
Ряд учеников Малазады работают в Асаиш (силы безопасности), полиции и других государственных учреждениях.
«Это было важно для них, потому что они всегда работают и всегда находятся в контакте с людьми», — сказал он.
Мусульмане часто придерживались стереотипов о том, что немусульманское меньшинство езидов является нечистым или даже якобы поклоняется дьяволу.
В конце поездки студентам было поручено подготовить отчет о своем опыте.
Австрийский эксперт по делам курдов и езидов, доктор Томас Шмидингер, сказал «Kurdistan 24», что некоторые из этих стереотипов, которые привели к геноциду ИГ* против езидов в августе 2014 года, существовали и раньше и широко распространены среди мусульманского населения Региона Курдистан и остальной части Ирака.
«Это похоже на антисемитизм, который уже существовал до нацистов, и который был радикализирован и систематизирован нацистами», — сказал он.
Он добавил, что большинство мусульман не едят пищу, произведенную езидами. В результате одной неправительственной организации пришлось остановить проект пекарни, которым руководили езиды.
«Они были убеждены, что никто никогда не купит хлеб, испеченный езидами», — сказал Шмидингер.
В прошлогодней статье для журнала «Kurdiname»Войцех Качор, аспирант Института востоковедения Ягеллонского университета, также написал, что ритуал воздержания от омовений в священный для езидов день Красной среды также породил слухи об общем отсутствии гигиены среди религиозного меньшинства.
«Еще одним широко распространенным стереотипом является представление о том, что езиды поклоняются дьяволу», — добавил Шмидингер. «Это совершенно неправильно и полное непонимание езидской религии, потому что для езидов даже не существует чего-то подобного дьяволу».
Езиды поклоняются Ангелу-Павлину, которого мусульмане часто ошибочно отождествляют с дьяволом.
«У них даже нет какого-то представления о персонифицированном зле и аде, поскольку они верят в своего рода преображение души, а не в страшный суд, который отправляет злых людей в ад. Они, конечно, не поклоняются дьяволу», — заключил Шмидингер.
Мурад Исмаэль, езид, президент и соучредитель Академии Синджар, сказал «Kurdistan 24», что такие визиты в езидскую общину и «прямое взаимодействие необходимы для преодоления разрыва и прояснения недоразумений, которые, откровенно говоря, были причинами предыдущих преследований».
«Чтобы езиды могли мирно жить в мире с мусульманским большинством, эти недоразумения должны быть устранены», — сказал он. «Сосуществование нельзя принудить, но это культура, которую следует развивать через подлинную человеческую связь и взаимное уважение к убеждениям друг друга».
Однако он сказал, что езиды также должны внести свой вклад, чтобы «представить свою веру и не позволить радикальным взглядам контролировать повествование, как это было исторически».