К ситуации в Афганистане и роли РФ

автор Станислав Иванов
666 просмотры

Сегодня ситуация в Афганистане остается трудно прогнозируемой. Она больше похожа на уравнение со многими неизвестными. Смогут ли талибы закрепиться у власти и создать жизнеспособное государство? Вряд ли кто-то сможет ответить на этот вопрос. На этом этапе сложно гадать и уподобляться прорицателям Ванге или Нострадамусу. Лучше сделать тактическую паузу и понаблюдать с нейтральных позиций за дальнейшим ходом событий в этой стране. Повода для истерии и паники, как это пытаются делать некоторые СМИ и псевдоэксперты, сейчас нет. Никто из талибов на Россию и страны Центральной Азии нападать не собирается и таких планов не вынашивает. Не просматривается пока и новой террористической угрозы или дополнительных десятков тонн героина с афганского направления. Сколько наркоманы РФ и соседних с ней стран потребляют наркотиков опийной группы, столько они и получат по отлаженным за десятки лет каналам.

На этом фоне официальным лицам РФ следует избегать каких-либо резких заявлений или действий за или против талибов. Примерно так ведут себя Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Афганистане Жирнов Дмитрий Александрович и спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Набиевич Кабулов.

Во-первых, определяющим дальнейший ход событий фактором является, как поведут себя сами лидеры талибов. Общеизвестно, что это довольно аморфное соединение разношерстных оппозиционных Кабулу исламистских группировок в основном из числа пуштунского большинства страны. Если они учтут негативный опыт первого прихода к власти ДТ в 1996 году, исключат в своих действиях вандализм и ничем не оправданные жестокие расправы с политическими противниками, смогут сплотиться и будут вести себя более цивилизованно в общественной жизни, то у них есть шансы постепенной легитимизации, признания их власти со стороны отдельных государств и снятия ограничительных санкций США и ЕС.

Во-вторых, удастся ли талибам на перспективу сохранить поддержку со стороны большинства афганцев, подавить в зародыше очаг сопротивления в Панджшерском ущелье и мирно договориться с таджиками и узбеками? Не возникнет ли новый оппозиционный ДТ Северный альянс?

В-третьих, насколько главный союзник и спонсор ДТ в лице руководства Пакистана готов поддерживать талибов? Подключатся ли позже к этому процессу Китай, Турция, Саудовская Аравия, ОАЭ, другие страны?

В-четвертых, будут ли реализованы все пункты соглашения между США и ДТ в Дохе, в частности, исключение талибов из списка террористических организаций?

Российскому руководству было бы оправданным проявлять и дальше выдержку и спокойствие на афганском направлении. Настало время снизить накал критики американских властей в СМИ в связи с «провалом миссии США и НАТО в Афганистане». Для РФ более выгодным было бы консолидироваться со всеми заинтересованными в Афганистане странами (США, ЕС, Пакистан, Китай, Индия, Иран, Турция, Узбекистан, Таджикистан, другие), чтобы совместными усилиями стабилизировать там военно-политическую обстановку. Россия, как никто другой, заинтересована в мире в этой стране и регионе в целом.

Следует учитывать временное замораживание афганских финансовых активов в США, неурожай зерновых культур во многих провинциях страны, десятки тысяч афганских беженцев в соседние страны и ЕС. Даже символическое участие РФ в гуманитарной помощи населению Афганистана было бы весьма полезным.

Тесный контакт РФ со странами ОДКБ, ШОС и странами ЦА на двусторонней основе после смены власти в Кабуле был бы также крайне желателен. Ясно, что одними военными учениями и маневрами вдоль афганских границ ситуацию там не улучшить. Может быть помочь временно развернуть цивилизованные лагеря беженцев в приграничных к Афганистану районах (палатки, продовольствие, вода, медикаменты, прочее необходимое имущество для исключения массовых болезней и антисанитарии).

Вывод всех иностранных войск из Афганистана и прекращение там многолетней гражданской войны было бы желательно закрепить достижением прочного мира между афганцами. Это отвечает интересам региональной и международной безопасности и снижает террористическую угрозу с афганского направления. Афганистан мог бы стать важным звеном в международных коммуникациях (север – юг, запад – восток) и превратиться в страну общих интересов всего мирового сообщества.

 

Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович

28 комментариев
4

Related Posts

28 комментариев

Мураз Аджоев 21.08.2021 - 12:26

Да, конечно, России «лучше сделать тактическую паузу» и придерживаться своей реалистичной и наиболее отвечающей её государственным интересам стратегической позиции, причём не только по Афганистану, но также и по Сирии, и по Ираку, в целом по (Большому) Ближнему Востоку, проявляя своё принципиальное и обоснованное, а при необходимости жёсткое отношение к происходящим там событиям. А в Кремле должны ограничить несколько самовольные заявления официальных представителей как МИД, так МО РФ. Вот вчера замминистра обороны РФ публично заявил, что в ближайшем будущем можно рассмотреть вопрос о принятии «САР» в состав стран-членов ОДКБ, — «Почему бы нет?», — сказал он. Какие есть основания и предпосылки для такого заявления с точки зрения стратегических целей и интересов России?

Aza Avdali 21.08.2021 - 13:25

Вероятно, Афганистан мог бы стать страной общих интересов для всего мирового сообщества. Идеальное решение, но с Талибаном это недостижимо. Да и неизвестно как этого достичь. Снова продвигать демократию? Но ведь эта миссия всех и всегда проваливалась в Афганистане раз за разом. Не подходит афганцам демократия. У них свои представления и приоритеты как жить, воевать, умирать и т.д. И очень сомневаюсь, что когда-нибудь образуется хоть какой-то альянс, который будет долго и упорно работать, чтобы превратить Афганистан в оазис процветания и некой вменяемости и примирения всех её составляющих. И это иллюзии, что Россия с Китаем имеют одно представление о том, как преодолеть и прекратить афганский разлом. Меня же пугает сама мысль, что Талибан может стать членом мирового сообщества и может всерьез рассматриваться как договороспособный партнер. Как быть со всем тем ужасом, который они сотворили, той абсолютной жестокостью, дикостью запредельной, невменяемостью за гранью всех норм? Они убивают, насилуют, терроризируют с наслаждением и вдохновенно. По другому, по человечески они не умеют. Они не изменятся никогда и их ничего не может заставить стать людьми. Есть люди, а есть Нечто. Вот они Нечто.

Мураз Аджоев 21.08.2021 - 14:05

Президент России инициировал проведение срочной «встречи в ОДКБ в связи с ситуацией в Афганистане» в формате видеоконференции 23 августа. А ведь ситуация действительно очень сложная и явно опасная.

Станислав Иванов 21.08.2021 - 15:40

Уважаемая Аза! Что с Талибаном достижимо, а что недостижимо решает афганский народ. Если большая часть 40-миллионного Афганистана будет и дальше поддерживать афганцев-талибов, то именно такой Афганистан будет интегрироваться в мировое сообщество. Продвигать там никому и ничего извне не надо. Англичане, СССР и США уже имеют печальный опыт продвижения своих моделей и режимов (капитализм, социализм). Что касается преступлений талибов в прежние годы, то их преступления мало чем отличаются от преступлений англичан, советских и американских войск. Только за годы советской интервенции погибло свыше миллиона афганцев. Тысячи советских офицеров и солдат были осуждены военным трибуналом за военные преступления в этой стране. Но это уже история. Сегодня движение «Талибан» уже не то, что было 20 лет назад. Безусловно, при смене власти есть жертвы, но это единичные случаи. Лидеры талибов пытаются мирным путем решать проблемы власти. Говорить, что они кровожадные и не изменятся никогда у нас нет оснований. Изменились же кровожадные большевики к концу 80-х годов прошлого столетия и практически мирно отдали власть олигархам и чиновникам-демократам…

валерий емельянов 21.08.2021 - 15:48

Уважаемые участники дискуссии. Хотел было уйти в запас, да не получается. Поэтому два совета. Первый-перечитайте RiaTaza. Все там было изложено. В частности, гендерная проблема. От аналитики не ухожу, но пока будем смотреть.

Маруф Асланов 21.08.2021 - 16:12

Уважаемый Станислав Михайлович, скажите пожалуйста, если предположить, что у талибов все в Афганистане сложится наилучшим образом, может ли их пример стать прецедентом для стран Центральной Азии?

Мураз Аджоев 21.08.2021 - 20:18

Если сотни миллионов людей во многих государствах, в которых правят исламисты, включая «революционную» ИРИ и уже «зеленеющую султанскую» Турцию, а также Пакистан и другие страны, «сталкиваются с масштабной коррупцией органов власти и силовиков, безработицей, нищетой, низким уровнем здравоохранения и образования, отсутствием жилья и т.п. суровой действительностью», то каким же чудесным образом в нищем Афганистане народ при этих «талибах» сможет жить лучше, создав «пример» для мусульман стран ЦА? Да, конечно, «большевики были кровожадными», но не они разрушили Российскую империю. Нет, они сумели сохранить и защитить её от многих внешних врагов, пройдя через кровавую и ожесточённую гражданскую войну. И их не было ни к концу 60-х, ни концу 70-х, ни тем более к концу 80-х годов. Сравнивать их с фашиствующими радикальными исламистскими террористами и экстремистами — это чрезмерный перебор. В странах Центральной Азии живут многие миллионы людей, в том числе вполне цивилизованных мусульман, большинство из которых не являются радикальными исламистскими террористами и экстремистами с их явно преступной идеологией с точки зрения основ мусульманской религии. Они не допустят «приход» исламистской идеологии и власти в свои страны.

Станислав Иванов 21.08.2021 - 16:32

Безусловно, уважаемый Маруф! В странах Центральной Азии после распада СССР образовался вакуум идеологии, которую вполне может заполнить радикальный ислам. Людям надо во что-то верить, иначе теряется смысл жизни и нет морально-нравственной опоры. Капитализм, социализм, коммунизм дискредитировали себя в глазах дедов и отцов нынешней молодежи стран ЦА. Они сталкиваются с масштабной коррупцией органов власти и силовиков, безработицей, нищетой, низким уровнем здравоохранения и образования, отсутствием жилья и т.п. суровой действительностью, а главное с несправедливостью. Проповедники и вербовщики умело используют интернет-ресурсы, религиозные системы образования в этих странах и за рубежом. Сегодня исламисты правят в Иране, монархиях Персидского залива, Пакистане, зеленеет Турция, другие страны. Идет исламизация планеты. Если в Афганистане народ при талибах станет жить лучше, то мусульмане стран ЦА станут брать с них пример.

Aza Avdali 21.08.2021 - 18:06

А давайте предположим, что нечто подобное произойдет в Курдистане. И Курдистан захватят бородачи и глумливые твари. Неважно, совсем неважно, кого они будут представлять — Исламский халифат ли, эмират ли, суннитские отряды сопротивления шиитам, кузены Хашд, садристы, Хезболла и дьявол их знает еще кто, неважно, ибо все они ненавидят люто курдов. Все они могут еще и легко объединиться. И что останется от курдов? Переваренные этим зверьем косточки. Кто-нибудь вступится за курдов? Очень, очень сомеваюсь. Никто не вступится, а вот адвокатов дъявола будет много: и Иран, и Турция, и Россия, и Китай, а далее по списку, будут бежать наперегонки, чтобы засвидетельствовать свое почтение и бооольшой интерес делового партнерства. А потому, уважаемый Станислав Михайлович, позвольте я останусь при своем мнении. Власть завоеванная таким образом не может считаться договороспособной и хоть как-то принятой к сближению. Думать, что вся эта страшная вакханалия казней, насилий, разнузданная жестокость и дикость опьяненных вседозволенностью патологических убийц и насильников, имеющих абсолютно другое представление о морали, отсутствие духовности, иной, нечеловеческий императив — есть всего лишь особенность их цивилизационных представлений и может легко быть списана издержками обстоятельств — это опасный синдром. Я не представляю эту трагедию с курдами, но я не признаю это допустимым с афганцами, с любым народом, да ни с кем, ни с кем.

валерий емельянов 21.08.2021 - 18:13

Многие события последнего времени заставляют уйти в отпуск. Но автор этих строк решил повременить.
Итак, « кабульский ужас». Давайте без мест и времени конкретного действа суммируем положение.
Итак, в Священном Коране нигде не сказано, что женщины должны носить тяжелую паранджу или хиджаб. Должны быть закрыты волосы и все остальное, за исключением ступней и кистей. Никто не просит хиджаба в некоtм театральном исполнении, но платочек и юбку надеть можно.
Почему так происходит? Да потому что в реальном обществе мусульманском выход женщины в публичное простhанство с недостатком одежды, извините, чреват… Потому что найдется тогда «товарищ», говорящий «если она одета не так, ее должно…». Что за ерунда? Подробности в архиве RiaTaza

Aza Avdali 21.08.2021 - 19:36

То есть в Коране обо всем этом ни словечка, а правоверные с упоением и даже творчески нарушают все предписания Писания? Ну, нормально, да? Да, то, что женщина не может выйти в публичное пространство, если обнажится сантиметрик ее греховного тела, а это в свою очередь возбудит озабоченных уродов — это, наверное, не есть криминал в случае если это не закончится побиванием камнями и коллективным изнасилованием. А лучше сидеть дома или обмотаться с головы до ног, но быть живу. У курдов, слава богу, не так все радикально. Опять же, это личное дело каждой женщины или ее семьи. Ну, нравится им это — в хиджаб и паранджу. Речь мы ведем несколько об ином, совсем об ином.

Мураз Аджоев 21.08.2021 - 21:39

Волеизъявление народа Афганистана невозможно определить и оценить в условиях гражданской войны и по итогам вооружённого переворота. Народ Афганистана может самоопределиться только лишь в ходе свободного голосования на Референдуме о системе и форме государственного управления в стране, а также и на всеобщих выборах ветвей власти. А ему в добровольно-принудительном порядке «предложат принять к исполнению» те решения, которые утвердит «Совет правящего исламистского режима Талибан эмирата Афганистан», если не начнётся контр-революционное вооружённое сопротивление коалиции оппозиционных сил Афганистана. Оно уже начинается.

Мураз Аджоев 21.08.2021 - 22:13

Посол РФ в Кабуле (не в Афганистане) сказал, что страна полностью разрушена, а поэтому он «не верит в экспансию талибов в другие (соседние) страны, ибо дома у них слишком много дел». Да, он не верит, но не уверен. Посол РФ также заявил, что высокопоставленный представитель «Талибан» просит Россию передать оппозиционным силам во главе с вице-президентом Афганистана «сигнал о готовности к диалогу», который вряд ли будет принят.

Станислав Иванов 22.08.2021 - 09:03

Уважаемые коллеги! Говоря о насильственной смене власти в Кабуле в середине августа 2021 года вы забываете о том, что в 2001 году власть талибов была свергнута военной силой интервентами США и НАТО в союзе с отрядами Северного альянса. До 2021 года в Афганистане правили марионеточные коррупционные правительства. Ни народ, ни армия не стали защищать насквозь прогнивший режим Ашрафа Гани. Сегодня талибы поддерживаются большинством афганцев, которые и решают насколько все это соотносится с Кораном и с их будущим. И с паранджой и прочими атрибутами одежды и поведения мусульман афганцы сами разберутся. Главное, чтобы туда не лезли иностранцы со своими грязными руками и мыслями…

Станислав Иванов 22.08.2021 - 10:03

Посол России в Афганистане Жирнов рассказал о первых днях движения «Талибан» у власти. Российский отметил, что в Москве внимательно наблюдают за действиями талибов и не делают поспешных выводов. При этом дипломат подчеркнул, что опыт первых пяти дней оценивается позитивно, однако талибам еще предстоит подтвердить это. По словам российского посла, он еще в мае пришел к осознанию, что талибы не будут прибегать к насилию и кровопролитию. Он добавил, что большинство жителей Афганистана не поддерживали правительство Ашрафа Гани. Можно было предвидеть, что никто не станет по-настоящему защищать Гани. Российский дипломат также порассуждал о вероятности экспансии движения «Талибан» в страны Центральной Азии. Жирнов отметил, что у «Талибана» сейчас слишком много дел в Афганистане. По словам дипломата, он не верит в то, что талибы пойдут в соседние государства.

Aza Avdali 22.08.2021 - 13:20

Ну, Жирнов и Кабулов говорят ровно то, что и должны говорить. У них нет иных вариантов, они на государевой службе. Да, не все так просто и не все так прозрачно с этим Талибаном. Вооруженные до зубов дикие орды профессиональных боевиков, объединенные очень сомнительными скрепами, где духовности ноль, все больше разнуздонности, кровожадности и жестокости, производящие, потребляющие, продающие героин, и вот ведь загадка, сумели молниеносно обнулить все то, что десятилетиями якобы выстраивала Америка, которая пальцем не шевельнула, а ведь могла, ну могла же, размазать этот Талибан, но предпочла отползти, предоставив «ученикам» исламских медресе, которые почему-то сплошь неграмотны и дики, возможность устроить кровавые чистки, показательные казни и резню. Что могут эти «студенты» принести миру? Может ли Афганистан изменить мир? Легко. И ведь процесс уже идет. Талибан — это теорористы и все, что они могут делать — это воевать и уничтожать. Вот они и уничтожают всё и вся, прикинувшись на данный, только на данный момент строителями нового Афганистана и у них, якобы, планов созидательных громадьё. Мало кто на этом ведется. Но может так и было задумано? Конечно, не солдатами — профессионьными убийцами, выпускниками исламских медресе, а теми, кто стоит за большой игрой, за своей игрой?

валерий емельянов 22.08.2021 - 16:24

Уважаемая Аза. Какие они правоверные? И почему я прошу читать RiaTaza. Там в одной из новостей некий чалмоносец заявил, что » если девушка нанесла вред, ее надо убить». Ну нет этого в Коране. Более того, Пророк Мухаммад четко сказал арабам, придерживающимся языческих обычаев » Не закапывайте в землю новорожденных дочерей». Аллах их прокормит.

Мураз Аджоев 22.08.2021 - 17:09

Чешский президент М.Земан, коснувшись начавшихся в западных странах дебатах о том, как относиться к движению «Талибан»*, заявил, что воспринимает его (исключительно) как террористическую диктатуру, и подчеркнул, — «Это террористическая диктатура… С террористами не ведут переговоров, с террористами воюют». Он сказал, что согласен с мнением Президента Франции и тоже считает, что главной угрозой для стран-членов НАТО является не Россия, а международный терроризм, и что пора реформировать НАТО, в котором государства-члены должны быть равноправными и иметь реальный, а не формальный голос, ибо военно-политический альянс не должен управляться только одной страной, даже великой мировой державой (США).

Мураз Аджоев 22.08.2021 - 17:49

Политические и военные лидеры коалиции афганских сил «Сопротивления» заявили, что им удалось «оказать сопротивление СССР», они могут оказать его и «талибам», поскольку жители северных регионов уже готовы дать отпор силам «Талибана». Это, очевидно, не пустые слова, а явно реальная угроза движению «Талибан», нацеленному на создание своего «Исламского эмирата» на всей территории Афганистана.

Станислав Иванов 22.08.2021 - 19:43

Уважаемые коллеги! Давайте оставим в покое Афганистан и афганцев! Они сами разберутся у себя дома. Поприветствуем вывод иностранных войск из этой многострадальной страны…

Станислав Иванов 22.08.2021 - 19:58

Уважаемый Мураз! У Вас примитивное знание истории советской России. Зверства и массовые казни советских граждан большевики осуществляли не только в годы гражданской войны, но и после нее в течение всех 70 лет своего правления. Миллионы советских граждан были расстреляны, умерщвлены в тюрьмах и лагерях, погибли под пытками. Нам известны только массовые репрессии 37-39 гг., но они были десятки лет и в ходе коллективизации,раскулачивания, расказачивания, всяких чисток. Сколько маршалов и генералов -героев Победы в ВОВ было расстреляно и брошено в тюрьмы в 1945-48 гг.? Маршал Жуков чудом избежал казни. Вооруженные подавления восстаний в ГДР, Венгрии, ЧССР. Я был свидетелем расстрела Новочеркасских рабочих в 1962 году сотрудниками КГБ при Хрущеве, законный президент Афганистана Амин, его семья и свыше миллиона афганцев было убито советскими военными в 1979-89 гг. Талибам еще пока далеко по количеству жертв до большевиков…Да и изощряться так в пытках как палачи НКВД они еще не научились…

Станислав Иванов 22.08.2021 - 20:13

Уважаемый Мураз! Только один сталинский палач майор госбезопасности Блохин за все время своей «работы» в НКВД и МГБ отправил на тот свет примерно от 10 до 15 тысяч человек. Точное количество жертв Блохина до сих пор неизвестно. По слухам, на совести карателя было гораздо больше убийств – от 20 до 50 тысяч, в том числе несколько тысяч интернированных польских граждан. А Вы ищете «соломинку в чужом глазу», забывая о своих «бревнах»… Дайте возможность афганцам самим построить свое общество без вмешательства извне…

Aza Avdali 23.08.2021 - 11:13

Уж простите, дорогой Станислав Михайлович, но Вы не последовательны. Вы осуждаете то, что было в СССР, но приветствуете ровно то же самое в Афганистане? Как так? Талибан — это явление цивилизационное и оно преступно везде, где бы оно не явилось миру, а найти его сегодня, да и вчера, всегда, легко можно во многих местах, во многих. А с учетом особенностей национальных характеристик и ментальности афганского народа последствия от пришествия Талибан в Афганистане будет ужасающим, там расправы скорые, впрочем, как и везде, где торжествует этот зверь. Более того, это чистая иллюзия, что эта зараза не вспыхнет в прилегающих пространствах. Это как Covid.

Мураз Аджоев 23.08.2021 - 12:52

В 1979 году «исламские революционеры» свергли власть шаха Ирана. Их поддержали миллионы иранцев, которые надеялись на улучшение условий жизни, на справедливость, на соблюдение всех их гражданских и национальных прав. Однако в конечном итоге они получили «Исламскую республику Иран» с диктаторским автократическим режимом репрессивного правления во главе с лидером «великой революции», коим является верховный шиитский аятолла с своей дополнительной армией «стражей» (КСИР), которыми руководят палачи, коих тысячи в государственных органах и ведомствах ИРИ, а особенно в силовых структурах, обеспечивающих «революционно-религиозный порядок» на всей территории Ирана, и активно, агрессивно продвигающих свои «революционные интересы» на Ближнем Востоке. Абсолютное большинство граждан Ирана, представляющих разные автохтонные народы и сообщества этой страны, хотят избавиться от этого преступного, лицемерного и жестокого режима власти и просят международное сообщество о помощи.

Станислав Иванов 23.08.2021 - 14:09

И все же, уважаемая Аза! Движение «Талибан» — это чисто афганское национальное движение. Не надо путать его с «Аль-Каидой» или «Исламским государством». Пока еще оно нигде, кроме как в Афганистане и Пакистане, не явилось. И вряд ли явится. Зачем? В каких местах мира Вы его уже находите? Может быть путаете с вышеназванными или другими исламистскими организациями? Я ДТ не приветствую. В чем Вы увидели мое приветствие? Просто я, как и наши официальные представители в Кабуле и Дохе, призываю проявить выдержку, не делать поспешных выводов, не истерить по поводу и без повода, дать возможность самим афганцам определиться с будущим государственным устройством и властью. Бывает иногда полезнее помолчать и посмотреть, как поведут себя лидеры талибов в ходе повторного прихода к власти.

Aza Avdali 23.08.2021 - 15:17

Станислав Михайлович, я о явлении. Всего лишь о явлении, которое как не обзови, сути это не меняет.

Станислав Иванов 23.08.2021 - 14:30

Уважаемый Мураз! Я полностью разделяю Ваши оценки режима иранских аятолл. Но вмешиваться во внутриранские события иностранным государствам было бы не совсем оправдано. Любая военная и политико-дипломатическая акция или даже давление США, НАТО, Израиля, арабских стран Персидского залива против Ирана может лишь послужить сплочению иранцев против иностранной агрессии. Аятоллы умело разыгрывают внешнюю угрозу и спекулируют на ней, чтобы и дальше оставаться у власти. Очевидно, Иран, как и многие другие страны, исторически обречен пройти период авторитарной власти, в данном случае, теократического государства с диктатурой шиитских фундаменталистов. Германия пережила период национал-социализма сродни фашизму, СССР — диктатуру сталинского извращенного большевизма, Ирак — саддамовского баасизма (арабского национализма), Сирия — асадовский баасизм с элементами фашизма и т.д. Тот же Афганистан пока еще не преодолел многие пережитки феодализма и примитивный средневековый ислам оказался ближе полуграмотному разношерстному населению этой страны, чем социализм или капитализм. Народ хочет во что-то верить, вот ему и предлагают простые и доступные на сегодня постулаты.

Станислав Иванов 23.08.2021 - 16:19

Уважаемая Аза! Ислам — явление многогранное. Есть джихадисты, которые хотят навязать свою волю всему миру, а есть исламисты местного значения. Ведь и социализм разный. Есть ленинско-сталинский, есть маоистский, есть троцкистский с претензией на мировое господство, как и гитлеровский национал-социализм, есть шведский, швейцарский. На каком-то этапе в исламе люди находят спасение для себя, смысл жизни, как в любой вере (христианство, иудаизм, буддизм и т.п.). Люди хотят во что-то верить, иначе теряется смысл жизни. На генетическом уровне афганцы ненавидят все иностранное (интервенции англичан, советских, американцев все еще кровоточат на живом теле афганского народа). И дети-сироты безногие и безрукие и мины советские — все это еще есть в стране. Талибы — это пусть грубые и примитивные, но это свои, с которыми можно договариваться и жить…

Комментарии закрыты