Вашингтон не намерен снимать антииранские санкции, заявил в воскресенье президент США Джо Байден, комментируя призыв руководителя Исламской республики Иран аятоллы Али Хаменеи.
«Нет», — сказал Байден в эфире американского телеканала CBS News в ответ на вопрос ведущего, «снимут ли США санкции для того, чтобы вернуть Иран за стол переговоров?»
Кроме того, Байден утвердительно ответил на уточняющий вопрос: «Должны ли они (иранцы) сначала прекратить обогащение урана?»
Ранее в воскресенье аятолла Хаменеи заявил, что если в Вашингтоне хотят, чтобы Тегеран соблюдал обязательства в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), они сами должны вернуться к соблюдению норм этого документа и отменить антииранские санкции.
«Стороной, которая имеет право устанавливать условия по СВПД, является Иран, поскольку именно он придерживался обязательств, а не США или три европейские страны, которые нарушили свои обязательства», — написал Али Хаменеи в твиттере.
«Если они желают возвращения Ирана (в ядерную сделку) США должны снять санкции. Мы подтвердим это, и если все будет сделано четко, мы вернемся к соблюдению наших обязательств», — продолжил он.
Ранее глава администрации президента Ирана Махмуд Вайези заявлял: «Мы не выходили из СВПД, и потому нам нет нужды в него возвращаться. Мы будем соблюдать свои обязательства по СВПД, когда убедимся в приверженности сделке со стороны США и Европы».
«Договоренность о сделке была достигнута нами на переговорах, и вопрос закрыт. Вне зависимости от того, чья администрация правит в США — Трампа или Байдена, наша позиция в отношении СВПД останется неизменной: президент Хасан Рухани сказал, что когда они (США и европейские страны) вернутся к выполнению своих обязательств, мы также будем соблюдать наши», — подчеркнул Вайези.
СВПД был принят в июле 2015 года «шестеркой» международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) и Ираном. В 2018 году экс-президент США Дональд Трамп объявил о выходе из иранской сделки. Год спустя Иран начал поэтапное сокращение своих обязательств.
4 комментария
США вернутся в сделку только в том случае, если ИРИ выполнит предварительные условия Вашингтона, в том числе касающиеся внесения дополнительных требований в СВПД. Без участия США ядерная сделка фактически ничтожна. Режим руководствуется исключительно своими «великими революционными ценностями и целями», а вовсе не интересами народов как Ирана, так и БВ в целом. В этой связи, очевидно, США будут действовать на основе новой, вероятнее всего, уже утверждённой политики по Ирану, а также по Ираку, Сирии, Курдистану, но с учётом всех серьёзных рисков, угроз, включая, конечно, как турецкий, так и палестино-израильский факторы на ББВ, где помимо Израиля им необходим независимый (Южный+Западный) Курдистан.
«По инициативе израильской стороны состоялся телефонный разговор президента РФ Путина с премьер-министром Израиля Нетаньяху. Продолжен обмен мнениями по актуальным вопросам международной и региональной повестки дня, прежде всего в контексте текущей ситуации на Ближнем Востоке», — говорится в сообщении пресс-службы Кремля. Очевидно, стороны обсудили некоторые региональные проблемы с целью согласования своих позиций, поиска возможности для координации взаимодействия в интересах развития и укрепления отношений между Израилем и РФ как на двустороннем, так и международном и региональном уровнях. Конечно же, президент РФ и премьер-министр Израиля не могли не обсудить Сирию и Ирак с учётом как Турецкого, так и Иранского факторов в контексте чрезвычайно серьёзных угроз региональной безопасности и стабильности.
Остаётся уже менее двух недель до того момента, когда, как официально заявляли президент и министр иностранных дел ИРИ, в соответствии с решением парламента Иранский режим незамедлительно приступит к ускоренному выполнению программы производства ядерного оружия, бросив вызов США и Израилю, и странам-монархиям Персидского залива. «Стражи революции» загнали себя в «тупик» — соглашаться на ультимативные условия США равносильно «позорной» капитуляции, а угрожать всем производством ядерного оружия, баллистических ракет, а также боевыми действиями с использованием «шиитских ополчений» с многими десятками тысяч «милиционеров» для установления (вассальных) про-иранских режимов власти в Ираке и Сирии — это равносильно объявлению войны с вполне предсказуемыми последствиями для Ирана, катастрофически распавшихся Сирии и Ирака, для Ливана, Йемена (и даже Турции).
Тегеран считает, что это США вынуждают ИРИ создать ядерное оружие. Глава министерства разведки Ирана Махмуд Алави не исключил возможность получения Тегераном ядерного оружия, если страну «загонят в угол». Он сказал, что атомная программа ИРИ носит исключительно мирный характер, а использование ее для создания оружия противоречит исламским нормам, но сразу уточнил и добавил, — «Однако скажу вам: если кошку загнать в угол, возможно, она поведет себя не так, как повела бы на свободе. Если Иран подтолкнут в подобном направлении, то будет это не вина Ирана. В обычных условиях у Ирана подобных планов нет». Так «поведёт себя» очень коварная, хитрая, подлая, злая «кошка», которая ведёт себя точно таким же образом и «на свободе».
Комментарии закрыты