Иракский парламент одобрил 12 ноября закон о дефиците бюджета, дающий правительству право занимать 12 триллионов динаров (10 миллиардов долларов) из внутренних и внешних источников в попытке выплатить зарплату государственным служащим, которые были задержаны почти на два месяца. Согласно новому закону, сумма займа сократилась с 41 триллиона динаров (34 миллиарда долларов) до 12 триллионов динаров.
Президент Ирака Бархам Салих заявил 13 ноября, что необходимо «одобрить [закон о дефиците финансирования], чтобы обеспечить выплату заработной платы сотрудникам в течение следующих трех месяцев, хотя заимствование не является устойчивым решением. Одного закона недостаточно, чтобы положить конец кризису».
Курды не приветствовали вновь принятый закон. Курдские депутаты парламента фактически ушли с голосования, поскольку их просьба относительно конкретного процента средств в Курдистанский регион не была удовлетворена. Бывший президент Иракского Курдистана и лидер Демократической партии Курдистана Масуд Барзани назвал все это «ударом шиитского и суннитского блоков в спину Курдистанскому народу».
Курдский депутат иракского парламента Ала Талабани высказал мнение, отличное от мнения Барзани и курдских партий. Она написала в своем твиттере: «то, что произошло сегодня на рассвете в парламенте, не является сектантским или этническим заговором против курдов. Скорее, это результат [непрозрачной]политики управления ресурсами региона по отношению к партнерам».
Принятый закон, по-видимому, приведет Ирак к двум кризисам. Во-первых, это экономический кризис путем добавления дополнительных долгов, последствия которого будут видны будущим поколениям. Во-вторых, это политический кризис, который углубит спор между Багдадом и Эрбилем по поводу финансирования, доходов от экспорта нефти и заработной платы служащих в Иракском Курдистане.
Мажар Мухаммад Салих, финансовый советник премьер-министра Ирака Мустафы аль-Казими, сказал «АL- Monitor : “в настоящее время доход Ирака составляет почти 4 триллиона иракских динаров в месяц (1 триллион почти равен 800 миллионам долларов), в то время как нам нужно 7 триллионов, чтобы покрыть расходы и зарплаты. Государство работает над наращиванием своих внутренних ресурсов. Снижение цен на нефть и снижение добычи ОПЕК нанесли нам большой ущерб, и 2021 год обеспечит регулярное финансирование больше, чем в предыдущие годы, хотя дефицит еще предстоит оценить».
В недавно принятый закон о дефиците финансирования были внесены поправки. Иракское правительство внесло в парламент законопроект о заимствовании 34 миллиардов долларов, но парламент сократил эту сумму до 10 миллиардов долларов, что должно было покрыть расходы и зарплаты 4 миллионов государственных служащих до конца текущего года.
Источник в Министерстве финансов Ирака раскрыл Аl-Monitor более подробную информацию, подчеркнув, что ситуация в правительстве не показывает, что положительные результаты ожидаются в ближайшие месяцы. По его мнению, заимствование сработает только до конца этого года, но после этого страна столкнется с реальной проблемой в ожидании принятия закона о бюджете.
Он добавил: «потребность Ирака в оперативных расходах и расходах на заработную плату колеблется от 6 до 7 миллиардов долларов в месяц. Эта сумма не может быть обеспечена в свете низких цен на нефть. Если честно, немедленных решений нет. Возможно, в долгосрочной перспективе есть решения, хотя и болезненные».
Экономическая ситуация в Ираке действительно опасна. Почти 11% граждан получают ежемесячную зарплату из бюджета, общий объем которой оценивается в 5 миллиардов долларов, что является большой суммой, учитывая малоэффективную производительность в государственном предприятиях, за исключением нефтяной отрасли, вносящей более 95% в государственный бюджет.
Согласно статистике министерства планирования Ирака, опубликованной в начале 2020 года, около 20% населения Ирака живет за чертой бедности. Кроме того, по оценкам Всемирного банка, 5,5 миллиона иракцев, как ожидается, будут жить в нищете в свете экономического кризиса, вызванного падением цен на нефть и коронавирусным ограничением мировой мобильности.
Политика занятости преимущественно в бюджетном секторе в Ираке сыграла негативную роль в стране, поскольку иракское правительство сейчас платит на 400% больше, чем оно платило 15 лет назад, по данным Всемирного банка. Это подтверждает, что правительство проводило политику занятости для достижения политических целей, в то время как иракские бюджетники в некоторых отраслях демонстрировали нулевую производительность труда, ранее заявил министр финансов Ирака Али Аллауи.
Помимо кризиса заработной платы, 6 250 проектов рискуют быть приостановленными из-за нехватки средств. Тем не менее, обеспечение заработной платы 4 миллионов сотрудников остается наиболее важным вопросом в ближайшей перспективе, поскольку правительство опасается волны народного гнева перед выборами.
Тем не менее у премьер-министра аль- Казими все еще есть шанс добиться того, чтобы эти зарплаты выплачивались без необходимости занимать деньги. Это было бы сделано путем ужесточения контроля за таможенными поступлениями, налогами, сборами и долгами перед компаниями мобильной связи. Однако все это требует принятия правительством мер по предотвращению манипулирования таможенными и налоговыми поступлениями или их хищения.
Ухудшение экономической ситуации остается самой большой проблемой, стоящей перед правительством, в частности.
Автор- Мустафа Саадун Al-Monitor Перевод Ria Taza.com
В статье изложено исключительно авторское видение ситуации