Пятеро депутатов регионального парламента Курдистана представили выводы своего расследования предполагаемой передачи ирано-курдского заключенного Тегерану курдскими силами безопасности (АСАМШ) в начале апреля. Депутаты представили свои выводы парламенту, который позже передал их региональному правительству Курдистана для дальнейшего расследования, согласно документу, который видел корреспондент Rudaw в пятницу.
53-летний Мостафа Салими когда-то был бойцом курдской оппозиции, но, по данным иранских властей, был осужден за убийство трех полицейских во время вооруженного ограбления почти два десятилетия назад, в результате чего его приговорили к смертной казни. Салими был среди 76 заключенных, которые сбежали из городской тюрьмы в Саккезе, провинция Курдистан, западный Иран, 27 марта во время тюремного бунта, вызванного вспышкой коронавируса.
Салими был казнен на рассвете 11 апреля, сообщает информационное агентство Tasnim, связанное с Корпусом Стражей Исламской революции (КСИР). Прокурор иранской провинции Курдистан Мохаммад Джаббари заявил, что Салими был захвачен недалеко от Саккеза.
Однако есть информация, что он фактически был захвачен в Иракском Курдистане и передан иранским властям. Салими якобы добрался до пограничного города Пенджвен в Иракском Курдистане, но позже был передан иранским властям местными силами АСАИШ, подконтрольные правящему в этом регионе Патриотическому союзом Курдистана (ПСК), который поддерживает хорошие отношения с Тегераном.
Как иранские, так и связанные с ПСК официальные лица отрицают, что Салими въехал в Курдистан.
Пять депутатов от Демократической партии Курдистана (ДПК) начали расследование этого дела и представили свои выводы в парламент во вторник, согласно документу, опубликованному в пятницу.
Приведенные факты
По данным депутатского расследования, Салими и еще шестеро беглецов попытались бежать в Курдистан. Эти шестеро были захвачены еще до пересечения границы, но Салими удалось уйти.
«Мустафа Салими перешел в Южный Курдистан [Курдистанский регион Ирака] 2 апреля 2020 года. Он отправился в деревню Сягвез в Гармкском районе [ центр в городе Пенджвен], и послал своему сыну сообщение, что прибыл на юг», — рассказали депутаты.
Салими отправился в деревенскую мечеть и встретился с двумя местными жителями, Сирваном Хама Амином и Исмаилом Тофиком. Салими попросил Хаму Амина позвонить своему другу в Сулеймании, который также был бойцом Демократической партии Курдистана – ДПК-И — вооруженной курдской оппозиционной группировки в Иране.
На следующий день Хама Амин сообщил силам безопасности (АСАИШ) о Салими. Он также позвонил другу Салими, чтобы сообщить ему, что беглеца передали АСАИШ.
Друг Салими снова позвонил Хаме Амину 4 апреля, чтобы получить последние сведения о нем, но ему сказали, что сотрудники АСАИШ отвезли его в пограничный пункт Башмах, чтобы поместить на карантин из-за подозрений на коронавирус.
Но, несмотря на все усилия своего друга, беглец был передан Ирану.
«Прежде чем повесить его, тюремные чиновники связались с семьей Салими и сказали им, что они могут его видеть. У них было свидание с Салими 10 апреля 2020 года, и он сказал им, что посетил Южный Курдистан, но оттуда был передан Ирану», — говорится в докладе парламентариев. – И поскольку это моральный, политический и национальный вопрос, мы считаем важным обратить на него внимание и сделать результаты расследования достоянием общественности».
Что случилось?
Иран особенно сильно пострадал от вспышки COVID-19. Опасения, что вирус может быстро распространиться в переполненных тюрьмах страны, вызвали панику среди заключенных. Заключенные устроили беспорядки в тюрьме города 27 марта и около 76 из них сбежали. Большинство с тех пор были вновь арестованы.
Заявления о том, что Салими был экстрадирован в Иран силами безопасности Курдистана, где он был казнен, вызвали возмущение среди курдов по обе стороны границы. Официальные лица АСАИШ и ПСК опровергли это заявление, а Хосейн Хошекбаль, заместитель губернатора иранской провинции Курдистан, назвал предполагаемый арест силами безопасности региона Курдистан «чистой ложью».
Назим Дабаг, представитель регионального правительства в Тегеране, являющийся членом ПСК , сказал корреспонденту курдской редакции «Голоса Америки» VOA 13 апреля: «Я ничего бездоказательно не утверждаю… Мустафа Салими не ездил в Курдистан и был арестован внутри Ирана, недалеко от города Банех». А Джотиар Адиль, пресс-секретарь регионального правительства Курдистана , заявил 11 апреля, что правительство начало расследование, результаты которого еще не обнародованы.
Предполагаемый инцидент был подвергнут критике со стороны правозащитных организаций.
«Это вопиющее нарушение прав человека, противоречащее всем международным соглашениям и статье 21 Конституции Ирака, которая предусматривает, что лица, ищущие политического убежища, никогда не должны быть экстрадированы в свои страны происхождения», — заявил ранее в апреле глава Независимого совета по правам человека (IBHR) Зия Петрос корреспонденту Rudaw.
Согласно недатированному неподписанному документу, опубликованному в пятницу, Хемин Хаврами, вице-спикер регионального парламента Курдистана, направил выводы парламентской комиссии в региональное правительство .
Эта проблема подлила масла в огонь словесной войны между ДПК и ПСК, каждый из которых обвиняет другую сторону в предательстве. ДПК утверждает, что ПСК помогает Ирану в борьбе с курдскими оппозиционными группами, в то время как ПСК обвиняет ДПК в помощи Турции в ее борьбе с Рабочей партией Курдистана (РПК).
Острота ситуации следует и из того факта, что выводы доклада депутатов были переданы в правительство вице- спикером Хаврами, являющимся членом ДПК, а не спикером Ревазом Файаком – членом ПСК.
Автор –Карван Фаизи Дри Rudaw Перевод RiaTaza.com
1 комментарий
Тот «факт, что выводы доклада (пяти) депутатов (от ДПК) были переданы в правительство вице-спикером Хемином Хаврами, являющимся членом (политбюро) ДПК, а не спикером Ревазом Файаком – членом (руководства) ПСК, не обостряет политическую ситуацию, а свидетельствует о том, что законодатели от ПСК оказались в очень сложном положении в связи с неопровержимыми доказательствами причастности определённых высокопоставленных членов руководства их партии к очередному отвратительному предательскому преступлению.
Комментарии закрыты