Военное присутствие США в Сирии сталкивается со все более растущей оппозицией, поскольку изначальное обоснование для него – уничтожение ДАИШ — постепенно исчезает.
Американские официальные лица говорят, что они сохраняют войска в северо-восточных курдских регионах Сирии (Рожава) для ведения действий по стабилизации страны после ДАИШ(запрещена в России) или даже до тех пор, пока конфликт во всей Сирии не завершится путем переговоров. Любая из этих вещей вполне может означать, что США останутся в Рожаве на длительный срок и с примерно 2000-ным воинским [только 400 американских морских пехотинцев воевавших на фронтах во время наступления на Ракку вернулись домой в данный момент] и несколькими военными базами. У них очень сильное военное присутствие в Сирии.
Соединенные Штаты объединились с силами сиро-курдских «отрядов народной самообороны» (YPG) и арабско-курдскими силами Сирийских демократических сил (SDF), костяком которых являются YPG. Эти силы контролируют подавляющее большинство северо-восточной Сирии, де-факто ее границу, а остальная часть контролируемой территории примерно соответствует восточному берегу реки Евфрат. В этих районах также находятся нефтяные запасы Сирии, которые недавно были отвоеваны SDF у исламистов.
В последние месяцы Дамаск вступил в более открытый конфликт с курдами. В декабре президент Сирии Башар аль-Асад назвал их «предателями» из-за сотрудничества с американцами. В январе США также столкнулись с решительной оппозицией в отношении своих планов по созданию 30 000-ных пограничных сил SDF со стороны сирийского режима, Ирана, России и Турции: все они утверждали, что это часть какого-то более широкого заговора США по разделению Сирии. Вашингтон позже заявил, что имело место непонимание.
7 февраля попытка примерно 500 вооруженных, как провластных иранских боевиков, так и русских наемников, подкрепленных танками и артиллерией, по нападению на штаб-квартиру SDF в провинции Дейр-эз-Зор, была быстро сорвана массированной атакой американских ВВС ( по сообщениям, включая все виды техники, начиная от вертолетов Apache до F-15E и самолетов AC-130), которые бомбардировали эти силы, уничтожив неназванное число бойцов. 13 февраля один сирийский танк Т-72 был также уничтожен воздушным налетом американцев после того, как, по сообщениям, он стрелял по позициям SDF.
Минувшим летом Соединенные Штаты расстреляли сирийский военный самолет Су-22 около Табки , когда тот пытался напасть на позиции SDF. Впервые, со времен войны в Косово в 1999 году американский истребитель сбил чужой самолет в воздушном пространстве.Эти инциденты, в сочетании с уничтожением иранских беспилотников США и бомбардировкой сухопутных сил режима, приближающихся к Танфу, где в прошлом году американская коалиция расположила учебную базу для сил, действующих против ДАИШ вблизи иорданской границы, демонстрируют способность Вашингтона быстро и решительно защищать свои позиции по всей Сирии.
Пока неясно, были ли эти последние события показательными попытками асадовского режима, захватить контроль над некоторыми периферийными территориями, контролируемыми SDF в Дейр-эз-Зоре, или более общим вызовом военному присутствию США на северо-востоке Сирии.
Тем не менее, как Дамаск, так и Москва, после инцидента 7 февраля, назвали присутствие США в Рожаве «незаконным» Когда госсекретарь США Рекс Тиллерсон призвал Иран вывести свои силы из Сирии 14 февраля, Тегеран подтвердил свое осуждение американского присутствия и еще раз отметил, что в отличие от Вашингтона его военное присутствие, в основном состоящее из советников, обучающих союзных ополченцев, в стране разрешено Дамаском.
Представитель России Мария Захарова также оспаривала позицию США 15 февраля, утверждая , что присутствие войск Рф в Аль-Танфе направлено на защиту остатков ДАИШ. Она также определила воздушные атаки 7 февраля как «вызывающие действия», которые заставили Вашингтон «приблизиться к открытой конфронтации с сирийской армией».
Поскольку его присутствие в Сирии сталкивается с большей оппозицией со стороны режима и его сторонников в лице России и Ирана, Вашингтону придется решить, насколько он готов пойти на защиту своей позиции в Рожаве и его союзников SDF / YPG. У США уже явно есть де-факто бесполетные и деэскалационные зоны по всей Рожаве, за исключением кантона Африн, чтобы не дать Дамаску попытаться снова подчинить регион. Однако по мере того, как угроза ДАИШ отступает, а режим Асада становится все более смелым, отвоевывая большую часть страны, главная цель Вашингтона в Сирии может постепенно сдвинуться от уничтожения ДАИШ к борьбе с самим Дамаском.
Пол Иддон Rudaw Перевод RiaTaza.com