
Ирак должен оставаться нейтральным в дипломатической дуэли между США и Ираном, но нужно присоединиться к антииранским санкциям, заявил один из лидеров иракских суннитов. Как известно, Хайдер аль-Абади, премьер-министр Ирака, подвергся критике со стороны шиитских лидеров за следование политике Вашингтона.
Салих аль-Мутлак, глава возглавляемого суннитами Иракского фронта за национальный диалог, сказал Rudaw: «Я считаю, что необходимо присоединиться к решению международного сообщества и стран, которые стоят на стороне Ирака в борьбе с терроризмом».
Лучший вариант защиты интересов Ирака, с помощью западных стран, заключается в том, чтобы Багдад дистанцировался от ирано — американского соперничества.
«У нас есть свои проблемы. Лучше, если мы решим их, а не будем присоединяться к той или иной стороне», — сказал Мутлак. – Мы сегодня хотим, конечно, чтобы Ирак был открыт для всего мира, с хорошими отношениями с соседними и другими странами».
Фронт не хочет санкций, наложенных на иранский народ, сказал он, но согласился с США, в том что таким странам, как Иран, не следует вмешиваться в дела других стран, в том числе Ирака.
«Мы не хотим видеть иранские силы в Ираке, равно как и иракские – в Иране», — сказал Мутлак. Он выступал против присутствия Хашд аш-Шааби – шиитского ополчения, — в суннитских районах, призывая к его выводу и замене силами государственной безопасности и полиции.
«Хашд аш-Шааби, оставшаяся в этих районах, является причиной нестабильности. Оно может вернуть страну обратно во времена ДАИШ(запрещена в России), только в другой форме », — считает Мутлак.
Кандидаты в премьер-министры
Муктада аль-Садр, чей блок «Сайрун» был первым на выборах 12 мая в Ираке, выставил 40 условий для своего желательного кандидата на пост премьер-министра. Через несколько месяцев после выборов в стране так и не назначены премьер-министр и правительство.
Мутлака не привлекает ни одни из лидеров , будь то действующий аль- Абади, Хади Амири из «Фатиха» или бывший премьер-министр Нури аль-Малики, но он считает, что в конечном итоге один из них будет выбран.
«Я не согласен со всеми условиями, изложенными г-ном Муктадой аль-Садром, хотя мы близки друг к другу. Он выдвинул хорошие условия для того, кто берет власть, но там есть и невозможные требования», — сказал Мутлак.
Ни один кандидат не смог удовлетворить всем этим требованиям, добавил он, имея в виду, что Садру, возможно, придется идти на компромисс.
«В государстве, которое мы хотели бы иметь, ни один из них не соответствует нашим стандартам или потребностям, которые у нас есть. Однако, в конце концов, мы выберем одного или другого из них, — признал Мутлак. — Время еще не пришло для идеального человека, которого мы хотим видеть премьер-министром. Возможно, нам нужно больше времени».
Однако Мутлак воздал должное Абади за недавние улучшения ситуации с безопасностью в суннитских районах.
Альянс Абади Наср (Победа) занял третье место на парламентских выборах в Ираке. Широкомасштабные протесты на юге шиитского большинства еще больше снизили его шансы сохранить должность. А присоединение Ирака к санкциям США в отношении Ирана еще более ухудшило положение премьер-министра. Руководители шиитов обвинили его в потворстве капризам Вашингтона. Иран даже отменил запланированный визит Абади в Тегеран на этой неделе.
Мутлак более критично относится к Хади Амири. Он сказал, что личность командира Хашд делает его неприемлемым для международного сообщества.
«Партийная и религиозная биография г-на Хади аль-Амири мешает международному сообществу принять его», — сказал Мутлак.
Суннитский спикер парламента
Поскольку новый Ирак был создан после 2003 года, место спикера а парламенте Ирака всегда резервировалось суннитами в целях сохранения справедливого этноконфессионального баланса во власти. Но через несколько месяцев после выборов 12 мая, Ирак по-прежнему не имеет новой администрации.
«На данный момент Сунниты не решили, кто будет главой Совета представителей (парламента)», — сказал Мутлак, добавив, что есть 4 или 5 потенциальных кандидатов.
«Совет представителей представляет все этнические и религиозные компоненты Ирака. Поэтому он должен защищать все компоненты», — добавил он и повторил призыв Садра к компетентному, технократическому правительству.
«Если правительство, однако, формируется с помощью тех же прошлых методов, то я уверен, что его срок будет недолгим, а результаты- катастрофическими для нас всех всех », — сказал Мутлак. Он считает, что протесты, охватившие южные провинции Ирака, являются выражением разочарования всем политическим истеблишментом, его сектантством и стремлением удовлетворить личные интересы.
«Они разделили общество на этнорелигиозные компоненты, а затем каждый утверждал, что защищает свой компонент, фактически защищая лишь себя и свою партию » — резюмировал суннитский лидер.
Ираку нужно «национальное правительство, способное преодолеть узкое мышление сектантства и национализма. Без этого я не вижу будущего для Ирака. В результате страна движется в неизвестном направлении», — заключил Мутлак.
Rudaw.net Перевод RiaTaza.com
Исходя из всего того, что наговорил политический лидер сообщества арабов-суннитов, ИАР является не суверенным государством, а неким «территориальным образованием», где пока формально правящие власти надеются лишь на «идеального премьер-министра», то есть на «волшебника», способного «сотворить чудо из ничего». Южный Курдистан не будет частью этого «террриториального образования», а вот политико-религиозным лидерам сообществ арабов-шиитов и арабо-суннитов ещё предстоит выбирать своего «идеального волшебника», чтобы не делить арабскую часть Ирака на «Шиистан и Суннистан», это практически — почти или вовсе невыполнимая задача. И даже если задача будет выполнена, невозможно достичь главной цели — образования единого, целостного, полноценного и суверенного государства. Нет и никогда не могут быть на Ближнем Востоке прежние искусственно созданные Ирак и Сирия с врождёнными национал-шовинистическими арабскими политико-религиозными «генами» кровавой диктаторы. Нет уже ни «материала», ни «создателей» этих преступных «территориальных образований». Есть сильный и непреодолимый курдский фактор, который существенно укрепился за прошедшее столетие, несмотря на абсолютно безнравственную и бесчеловечную жестокость режимов власти в ИАР и САР.