"Мечтой каждого курда с рождения и до самой его смерти -

является независимый Курдистан"

Масуд Барзани

 

Поддержать Курдистан — священный долг мусульман.

Поддержать Курдистан — священный долг мусульман.

Сулейман Бари.

«Арабы, персы и турки всегда использовали Ислам в своих национальных интересах. Чего требует исламский мир для Палестины, того должен требовать и для Курдистана». Исмаил Бешикчи – известный турецкий социолог, философ, писатель.

«Арабы, персы и турки в отличие от курдов, использовали Ислам в своих государственных интересах». Фехми Шинави — египетский писатель.

«Курды больше мусульмане, чем арабы, турки и иранцы». Ихсан Элиачык – турецкий писатель, толкователь Корана.

«Если мусульмане изучат своё прошлое, свою историю, то они будут вечно склонять свои головы перед курдами». Сэбахаддин Элоглу — азербайджанский писатель, поэт, философ.

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе», — говорил пророк Мухаммед (сав), всегда призывая мусульман откликаться на боль своих братьев, как на собственную. Современные исламские проповедники указывают на то, что проблема Палестины — это проблема всего мусульманского мирового сообщества, и при этом полностью игнорируют курдскую проблему. Весь XX век для многих из них курдов вовсе и не существовало. Они называли курдов «горными турками», «персоязычным» народом, «иракцами»,

«сирийцами», но только не курдами. Лига арабских наций неоднократно призывала курдов не проводить референдум о независимости Курдистана. А на днях всемирно известный исламский университет Аль-Азхар в Египте, один из старейших университетов в мире, выступил против независимости Курдистана. Независимый Курдистан «способствует расколу арабской и исламской нации», — говорится в заявлении аль-Азхара. Независимость курдов «расколет арабскую нацию», — именно так думают сегодня многие арабы. Но ведь курды же НЕ арабы! Почему они этого не понимают!? Да, большинство курдов исповедуют ислам, но это не значит, что они арабы. Целый век правительства арабских государств Ирака и Сирии, правительства Турции, и иранское государство вели политику насильственной ассимиляции курдского народа. И по сей день они жаждут уничтожить курдскую идентичность.

Курдский писатель, автор «англо-курдского словаря «Азади»», профессор Рашид Карадаги пишет, что «если была бы воля турок, арабов и персов, то курды были бы лишены права даже рождаться на свет». Далее, он пишет, что «это отношение во веки веков остается без изменений, и я сомневаюсь, что когда-либо оно может измениться. Без государственности курды не могут с уверенностью смотреть в свое будущее. Только независимый Курдистан может остановить беспредел и беззаконие в отношении курдского народа».

Отрицающий курдов, отрицает Всевышнего. Кто уничтожает курдов из-за их этнического происхождения, — безбожник. Те, кто ассимилируют курдов, пытаясь сделать их арабами, турками, персами, — безбожники. Курдский народ – это народ, который создал Бог, как и другие народы мира. Если бы Бог захотел, то сделал бы так, что курды рождались бы арабами, турками, но Он сотворил их курдами, потому что Творец «создал разные народы и племена, создал людей разными, чтобы они узнавали друг друга». (Коран, 49:13).

«В 1925 году территории с преимущественным курдским населением, известные с XII века как «Курдистан», были насильственно разделены между Ираном, Ираком, Сирией и Турцией. С этого времени курды были лишены не только права на построение собственной государственности, но даже элементов культурной автономии. За 90 лет, сменявшие друг друга правительства четырёх стран рассматривали выражение курдской идентичности в качестве потенциальной угрозы для себя, отрицая исторический факт существования Курдистана». Анвар Ешки — директор Центра стратегических и правовых исследований в саудовской Джидде, бывший консультант экс-главы Службы общей разведки Саудовской Аравии Бандара бин Султана, политолог.

В чём же причина такой неприязни к курдам и Курдистану? Ведь курды – народ набожный, и они всегда жили по законам Божьим. Курдский народ принёс очень много жертв во имя Ислама, во имя мира. Как сказал

саудовский учёный шейх Мухаммад ибн Абдуррахман аль-Арифи, курды всегда были «сильным и живым примером храбрости, героизма и учёности» для других. Миролюбивый курдский народ всегда примирял, объединял мусульманские народы, и не только.

Исторически сложилось так, что сунниты и шииты враждуют и ненавидят друг друга. Но как только курды заявляют о своей свободе, сунниты и шииты тут же становятся братьями. Правительство Ирака во главе с премьер-министром шиитом Хайдером аль-Абади уже выразило официальную благодарность университету Аль-Азхар, считающимся самым влиятельным суннитским центром в мире, за его позицию по независимости Курдистана. А глава Турции суннит Тайип Эрдоган после проведения курдами референдума о независимости полетел в Тегеран, где совместно с главой Ирана шиитом Хасаном Роухани заявили, что примут все возможные меры для противостояния созданию курдского государства.

Курды – верующий народ, и мусульмане должны откликаться на их боль, как на собственную, потому что именно так заповедовал сам пророк Мухаммед (сав). Но сегодня, как и последние сто лет, ни одно мусульманское государство не протянуло до сих пор руку помощи курдскому народу. Исламский мир был нем к курдской проблеме целый век. А ведь мусульмане должны встать на защиту курдов, потому что Ислам проклинает ущемление прав людей.

Как только речь идёт о свободе курдского народа от векового рабства, о независимости Курдистана, мусульмане тут же заявляют, что нельзя разделять умму. А разве умма едина? Существуют десятки мусульманских государств, если умма едина, то почему существуют границы между ними? В XX в. курдский народ неоднократно подвергался страшным геноцидам, но ни одно мусульманское государство не вставало в защиту курдов. Где же была умма? Курдов обвиняют в связях с Израилем, говорят, что «Курдистан – это проект Запада», но почему-то ни слова о Турции, которая, является членом НАТО и на территории которой в интересах вооруженных сил США используется более 60 военных баз. Тайные связи с Израилем поддерживают и некоторые арабские страны, но почему-то об этом не любят говорить. И не Курдистан проект Запада, а современное государство Ирак был создан европейцами. Сегодня Курдистана к обретению государственности привёл путь длиною в век, путь, полной страданий и мук, путь, залитой кровью сотни тысяч курдов.

Почему мусульмане сегодня встают на защиту Палестины, которую тысяча лет назад курды освободили от рыцарей-крестоносцев (Палестина – Felestîn – с курд. «fila stend» — «захваченный крестоносцами»), почему мусульмане реагируют на страдания народа Рохинджа в Аракане, куда ислам принесли курды (Rohîncîya – в переводе с курд. «страна, рождающая солнце»), но игнорируют и проявляют равнодушие к проблемам курдского народа? Поддерживать одних, и игнорировать боль и страдания других – это по-мусульмански разве? Можно ли считать их после этого истинными мусульманами? Конечно, Всевышний знает лучше!

«Курды должны получить свои права. Не бойтесь Курдистана… В Турции проживают 20 миллионов курдов. Вы дайте им Богом данные им права, будьте справедливы к ним, — и будет в стране равенство и братство, и не захотят они отделиться. Мы 1000 лет живём вместе. Но вы не признаёте их, под предлогом терроризма уничтожаете их, ваши действия уничтожают братство… Начиная с 80-х гг. проливается кровь. Погибло 40 тысяч человек. Если хотите решить этот (курдский) вопрос, давайте решим её по святому Корану, по хадисам, — такое предложение сделал я всем политическим партиям. Вы же считаете себя мусульманами, так давайте решим проблему мирным путём. Решим по Корану, и пусть прекратится кровопролитие. Такое же предложение сделал и Селахаттин Демирташ. Жду ответа и от других партий. Или они что, не доверяют Божьим законам? Божьей справедливости? Молчат…». Алпарслан Куйтул Ходжа-эфенди – духовный лидер движения «Фуркан».

«Они (турецкое министерство по делам религий) говорят, что хутбы (проповеди) должны быть только на турецком языке. Почему? Бог, что, не знает курдского языка? Бог не знает английского? Бог что не понимает сотворенного им языка? В этой стране (Турции) живут такие люди, которые ни одного слова не знают на турецком, и совершают свои молитвы на своих языках, но они (министерство по делам религий) им говорят – «нет, вы не будете совершать свои молитвы на ваших языках, а будете молиться только на нашем официальном (государственном, турецком) языке». Селахаттин Демирташ – курдско-турецкий политический деятель, сопредседатель Демократической партии народов.

«Курдский народ — народ верующий. Курды приняли ислам раньше, чем турки. Все вы (турки) научились исламу у курдских шейхов, и сегодня учитесь исламу у курдских шейхов, целуя им руки». Алтан Тан – курдско-турецкий политический деятель, писатель, депутат Демократической партии народов (ДПН) от Диярбакыра.

И даже пророков турки, персы, азербайджанцы называют по-курдски «peygamber» (с курд. peyamber – посланник).

«Ваше существование — это наше существование», — говорил курдам турецкий государственный деятель и дипломат Ахмет Давутоглу.

Да, Аль-Азхар, который был основан шиитами тысяча лет назад, и стал суннитским лишь после свержения власти Фатимидов в Каире великим курдским полководцем Салах ад-Дином Айюби, сегодня выступает против независимости курдского народа.

«Раньше аль-Азхар был маленьким медресе при Фатимидах, которые были шиитами. При Салах ад-Дине аль-Азхар стал университетом и он ввёл там систему обучения курдских медресе… и даже проект курдских медресе был распространён до Индонезии. Голландский профессор Мартин Ван Брунессен однажды сказал мне, что когда он поехал в Индонезию, ему казалось, что он попал в Курдистан. Головные уборы их мулл такие же, как и у курдских мулл, их медресе, как у курдов, их поведение, и они так же, как и курды, шафииты. И он там не чувствовал никаких трудностей, потому что

раньше много раз бывал в Курдистане». Зейналабадин Знар – курдский писатель, исследователь, переводчик.

Курдские медресе (medreseya kurdî) — образовательные учреждения в историческом Курдистане, где столетиями обучались курды и представители других народов. Существовали с XI в. по 60-е гг. XX в. 500 лет назад в Красном Медресе (Medreseya Sor — курдский медресе в Джизре Ботан, север Курдистана) были разработаны проекты по кибернетики и робототехники, в то время как на Западе кибернетика началась как междисциплинарная область исследования лишь в XX в. В курдских медресе получили образование и преподавали такие учёные, как Мавляна Халид аль-Курди, Мэлайе Джизири, Ахмеде Хани, Шейх Фетуллах Варганиси и мн. др.

«Курдистан – земля искусства и культуры». Сейид Али Хосейни Хаменеи — иранский религиозный и государственный деятель.

У арабов есть 22 государства, у турок есть Турция, у азербайджанцев есть свой Азербайджан, у персов — Иран, почему у курдов не может быть своего Курдистана? В ответном заявлении министерства по делам религий Курдистана университету аль-Азхару совершенно верно риторически спрашивается: «Почему для вас, арабов, является халяльным иметь более 20 арабских государств, а для нас, курдов, которых насчитывается более 40 миллионов человек, вы объявляете харамом иметь всего лишь одно государство?».

На сегодняшний день существуют десятки мусульманских национальных государств — Пакистан, Афганистан, Малайзия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и др. А потомки великого Салах ад-Дина Айюби сегодня не имеют собственного государства, но сегодня у цивилизованного мира, особенно исламского, есть шанс исправить эту историческую несправедливость.

Мусульмане должны поддержать курдов, потому что:

«Весь исламский мир и иранский народ являются должниками курдов, которые много сделали для торжества ислама и процветания иранского государства». Мохаммад Хатами — президент Исламской республики Иран в 1997-2005 гг.

«Период между VIII и XII веками был наиболее выдающимся периодом курдов в истории ислама. Центральная Азия, Ливия и Йемен были исламизированы завоеваниями курдов. Точно так же в сегодняшние земли Пакистана и Индии, в Бангладеш, Аракан, т.е. Рохинджа, принёсшие приглашение принять ислам были курдские проповедники. Все эти упомянутые географические названия были мусульманизированы курдами. И название «Рохинджа» является курдским, которое означает «страна, в которой восходит солнце». Ибрагим Седийани — турецко-курдский писатель, поэт, исследователь, журналист, путешественник.

«Курды, несомненно, являются честными и чистыми мусульманами. Более того, они являются наконечником исламского копья. 14 веков ислама и

по сей день курды не скомпрометировали ислам, они всегда пребывали в исламе. На мой взгляд вклад, которые внесли курды в исламскую историю и исламскую борьбу, следует рассматривать отдельно от вкладов других этносов, потому что курды присоединялись в борьбу не только словами и своими имуществами, они всегда боролись всем телом и душой, и история борьбы Салах ад-Дина Айюби является всего лишь одним из таких прекрасных примеров». Египетский писатель доктор Фехми Шинави.

«Курды — добрые люди и много пострадали в своей истории. Курды принесли много жертв во имя исламского мира, и курдский народ подарил такого храброго правителя, как Салах ад-Дин». Кувейтский проповедник доктор Тарек аль-Сувайдан.

«Когда мы думаем о курдах, мы вспоминаем об их предках, которые принесли много побед исламу и мусульманам, особенно тех, которые завоевали Иерусалим. Они были сильным и живым примером храбрости, героизма и учёности. Сегодня среди них есть хафизы, большие учёные и проповедники. И среди шейхов в Мекке, у которых мы обучались Корану, есть наши курдские братья. Народ с большой историей машаалах. Да наградит их Всевышний. В нашем приглашении в ислам курды занимают важное место. Молю Бога, чтобы Он защитил их и одарил их и нас своей милостью». Мухаммад ибн Абдуррахман аль-Арифи — учёный шейх, автор и писатель Саудовской Аравии. Он является профессором Университета короля Сауда и член Всемирной мусульманской лиги и Ассоциации мусульманских ученых.

«Курды — самый честный мусульманский народ!». Джюбелли Ахмет Ходжа — известный турецкий имам и хафиз. Он является самым известным учеником духовного наставника, шейха Махмуда Устаосманоглу аль-Уфи — муфассира, крупного современного учёного ханафитского мазхаба.

«В исламском мире больше учёных вышли из курдского народа». Аднан Октар — турецкий писатель, исламский креационист, ставший широко известным под псевдонимом Харун Яхья. А ведь пророк Мухаммед (сав) говорил, что «учёные являются наследниками пророков». Он (сав) также говорил: «Тот, кто врет, тот не из моей уммы». Курдов всегда обманывали, а они – никогда. «Нас курдов обманывают, а мы — нет. Мы презираем ложь», — говорил курдский учёный Бадиуззаман Саид Нурси.

Курдский народ всегда стремился к миру, к справедливости, к братству. Пророк Мухаммед (сав) говорил, что верующий человек — это тот, рядом с которым люди чувствуют себя в безопасности. Рядом с верующим курдским народом люди чувствуют себя в безопасности. Сегодня в Курдистане нашли убежище от насилия и уничтожения христиане, езиды, сунниты, шииты, халдеи, армяне, ассирийцы, арабы, туркмены. И так было всегда.

«Множество несторианцев, армян, халдеев, равно как и мусульман, …езиды, нашли убежище у курдов и живут с ними в совершенном согласии». Паскевич И.Ф. (1782-1856) — русский полководец и государственный деятель,

генерал-фельдмаршал. Один из четырёх полных кавалеров ордена Св. Георгия.

«У армян среди курдов бывали везде друзья, которые в трудную годину спасали их от турок, так было во время армянской резни конца XIX века, так это было и теперь, во время депортации армян. Не раз мне указывали курдов, укрывающих армян от насилия. Я наблюдал в Битлисе, как курды приводили из-за гор, из расположения племени мотки, армян». Владимир Александрович Гордлевский (1876-1956) – советский востоковед-тюрколог, специалист по турецкому языку, литературе, фольклору и истории Турции. Член-корреспондент АН СССР с 1929 года, академик АН СССР 1946 года.

«Предлагая убежище более 850 000 внутренне перемещенных лиц, и участвуя в прямом бою с ИГИЛ, курдский народ показал всему миру свою силу и свою приверженность плюрализму и миру». Джон Бэрд — государственный и политический деятель Канады. Лидер правительства в Палате общин Канады с 6 августа 2010 по 18 мая 2011. Министр иностранных дел Канады с 18 мая 2011 по 3 февраля 2015 года.

«Опыт жизни с курдами в горах и работы на поле боя чрезвычайно расположил меня к курдскому народу. Совместная практика и сосуществование различных религий в Курдистане не создает проблемы. Большинство курдов – мусульмане, но среди них есть также езиды, кака, зорастрийцы и даже представители дохристианских верований. Есть и курдские евреи. Характерно, что, спасаясь от насилия, беженцы из числа национальных меньшинств направляются в Курдистан, а отнюдь не в Багдад… Курдская история, уходящая корнями в глубину тысячелетий, характеризуется упорным нежеланием подчиняться чьей-либо власти. Их не могли победить ни шумеры, ни аккадцы». Эрни Одино — отставной генерал армии США, юрист.

«Мы посетили христианские лагеря беженцев в Курдистане и ознакомились с ситуацией. Беженцы живут в мирной обстановке и, несмотря на свои ограниченные ресурсы, курдское правительство предоставляет им хороший уход с точки зрения обеспечения гуманитарных потребностей, и за это мы очень благодарны народу Курдистана… От имени Ватикана мы призываем международное сообщество, неправительственные организации и ООН обеспечить больше помощи для беженцев в Курдистане». Кардинал Леонардо Сандри – аргентинский кардинал, префект Конгрегации Восточных Церквей.

Курды сегодня, как и всегда, жертвуют собой во имя мира. Курдский народ всегда боролся за мир.

«Курды всегда выступали за мир». Али Мухиддин аль-Карадаги — исламский ученый, влиятельный суннитский богослов и правовед, генеральный секретарь Всемирного Союза мусульманских ученых.

Последние сто лет не имея собственного государства, курды очень страдали. Они подвергались преследованиям и физически истреблялись в своей собственной стране за то, что они были курдами… Больше не должна

проливаться кровь на этих святых землях, на которых когда-то ходили пророки. Достаточно пролито курдской крови!

В Курдистане, в сердце Ближнего Востока, со дня сотворения всего проживает миролюбивый курдский народ. Здесь их родина, и они очень любят её так же, как пророк Мухаммед (сав) любил свою родину. Когда пророк Мухаммед (сав) переселялся в Медину из Мекки, то достигнув местности Хазвара, он остановил верблюда, долгим грустным взором смотрел на Мекку, и затем промолвил: «Клянусь, ты самая красивая и любимая обитель на земле. Для меня не существует места лучше тебя. Если бы не тяготы судьбы, я бы ни на миг не уходил от тебя». Когда при пророке (сав) говорили о родине, его глаза наполнялись слезами.

Курды подвергались жестоким насилиям, дискриминации и эксплуатации последние сто лет, но исламский мир игнорировал боль и страдания курдского народа. Мусульманский мир очень виноват перед курдами. И сегодня есть шанс загладить свою вину – поддержать курдов.

Сегодня курды становятся хозяевами своей судьбы. Сегодня Курды побеждают ненависть своих врагов. Сегодня бесстрашный курдский народ един, как никогда. 25 сентября сего года на юге географо-исторического Курдистана прошёл референдум о независимости. Курды ждали этого дня целый век. Этот день стал историческим для курдистанцев. Человечество, особенно западный мир, который расчленил Курдистан век назад, должно было курдам этот день. Сегодня все, особенно мусульмане, должны поддержать курдов.

Кто считает себя истинным мусульманином, должен всей душой и всем сердцем поддержать курдов, потому что так заповедовал пророк Мухаммед (сав):

«Не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи».

«Кого не волнуют проблемы мусульман — тот не из них!».

«Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!».

«Мусульманин — это тот, язык и руки которого безопасны для мусульман».

Мусульмане должны поддержать верующий курдский народ, потому что так говорится в высокочтимом Коране:

«Поистине, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Бога Единого». (Коран, 49:10).

«Вы не будете проливать вашей крови и изгонять друг друга из ваших жилищ». (2:84)

Верующие – «это те, которые милосердны и милостивы друг другу». (48:29).

«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них притесняет на другую, то сражайтесь против той, которая притесняет, пока она не вернется к повелению Бога Единого. Когда

же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Творец любит беспристрастных». (49:9).

Без урегулирования курдской проблемы в регионе нельзя добиться стабильности. Независимый Курдистан принесёт спокойствие и окажет влияние в деле укрепления мира на всём Ближнем Востоке.

Всевышний сказал, что «мирное решение — лучше» (Коран, 4:128), и сегодня курды мирным путём обретают независимость и призывают своих соседей избегать насилия и решать все вопросы путём мира и диалога.

Пророк (сав) говорил, что «мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни предавать его, ни лгать ему, ни оставлять его без поддержки». Поддержать сегодня многострадальный курдский народ — священный долг мусульман.

Сулейман Бари.

 

 

Comments

comments

Об авторе

Neo

Похожие записи

Комментариев 39

  1. Мураз Аджоев

    Все упомянутые выше философско-социологические изречения явно и отчётливо свидетельствуют только о том, что «Поддержать Курдистан — священный национально-духовный долг каждого курда, всего курдского народа», а вовсе не «мусульман», что уже доказано долгой и трагической историей угнетения, дискриминации, массового уничтожения и геноцида курдов, независимо от религиозной и конфессиональной идентичности.

  2. Aza Avdali

    Дорогой Сулейман, Вы проделали такую большую работу. Но не заблуждаемся ли мы курды, пытаясь уверовать в высокий смысл всех этих так ласкающих наш трепетный слух, убаюкивающих наше сознание прелестных слов и лестных утверждений. Согласна, что те, кто отпускал нам эти оды, они вполне искренни но я сейчас о сложившейся тысячелетней истории нашего так и не случившегося общежития с исламским миром. Ну не сложилось наше с ними сосуществование и не по нашей вине. Хотя мы порой увлекались этим дурманом и били кроваво самих себя. Кто-то из этого их мира могут по прежнему искренне нас восхвалять, но во рту у нас от этой их халвы только горечь неправды и кровавые слёзы от их вечно карающего нас меча. И пусть пророк и говорил, что»мусульманин мусульманину брат и… прочее», получается, что либо мы и не братья вовсе, либо нас и не держат за мусульман. Может давно назрел для нас вывод, который так вопиёт уже для нас, так давно оглохших от этих фальшивых звуков «му», и требует ответа важнейшего на то самое сакраментальное «Быть или не быть? Вот в чём вопрос!» Может, как только мы отринем всё на самом деле второстепенное и примем к сведению единственно важное и ценное, а именно, что мы курды, и только курды, со всей нашей особенностью, а всё иное не так уж и значимо, может тогда что-то и начнёт складываться, потому что по сию пору нас скрепляет не религиозный чужой канон, а наш общий дух и кровь.

    1. Suleyman Bari

      Приветствую Вас, уважаемая Аза Авдали! Dem baş! Вы знаете, проблема не в исламе (не в религии), а в людях. Если бы мусульмане были мусульманами, а христиане были бы христианами, тогда был бы мир в мире.
      А у курдов всегда были проблемы из-за курдов – они никогда не слушали друг друга, враждовали друг с другом, и даже убивали друг друга, к сожалению. «Разъединенные и страдающие от распрей, они не слушают друг друга», — писал Ахмед Хани о нашем народе. Это был большим недостатком нашего народа. Да то же самое почти происходит и сейчас. Вот смотрите сколько у нас политических партий, и каждая из них хочет лидировать, а кто-то даже свои личные интересы ставит выше интересов своего народа. Вот в Киркуке сегодня, посмотрите, что происходит – уже некоторые курды встали на сторону врага курдской свободы.
      Курды любят властвовать.
      «У курдов нет культа великого диктатора, и они, скорее, напоминают гасконцев. Каждый курд — король на своей горе. Поэтому они ссорятся друг с другом, конфликты возникают часто и легко». Сандрин Алекси — переводчица и писатель из Курдского института в Париже.

      1. Aza Avdali

        Здравствуйте, Сулейман. У нас с Вами есть главное, что нас объединяет — мы курды и это важнее всего прочего, второстепенного. Всё остальное, как-то: религия и образ жизни, какие-то культурные, возможно, предпочтения, ощущения внутренней свободы и осознание своего важнейшего права жить так, как мне это представляется правильным и привлекательным, ни в коем разе не ограниченном правилами религиозных постулатов и страха неизбежной кары господней в случае моего неприятия каких-то религиозных рамок, не всегда одухотворённых Моралью, не может быть для меня ни первостепенным, ни принимаемым к исполнению. Подозреваю, что так ощущают многие курды. Мы, к счастью, в большинстве своём, не фанатично религиозны. И это отмечали многие исследователи и путешественники. А проблемы у курдов начались тогда, когда их поработили исламом, Вы же не станете это отрицать, совратили с того пути, который ими был пройден ещё в глубокой древности. И тогда курдов разорвало на части, что стало причиной нашей разобщённости, но они сумели выжить и сохраниться. А с Сандрин Алекси я очень хорошо знакома, у неё есть свой взгляд, иностранцы часто проецируют на нас свои понимания. Но ведь у нас есть свои понимания и своё прочтенеие своёй истории, своей правды.

        1. Aza Avdali

          Второе предложение в тексте не закончено, вместо точки должна быть запятая и дальше такие слова: если перевирается история моего народа, моего происхождения и есть принуждение быть частью того мировоззрения, той духовности, которое моему народу навязано и которое должно быть принято к исполнению безоговорочно.

    2. Валерий Емельянов

      Уважаемые Мураз и Аза. Рассуждаете Вы верно, из-за возможного эмоций по сути сами становитесь на ту же позицию, что и так неприемлемые вами арабские и мусульманские религиозные националисты. Исламский мир существует благодаря культуре как единый, но в тоже время на национальном политическом уровне. Вы сталкиваетесь с национализмом- арабским, персидским тюркским. но не надо это называть мусульманскими.. В заключение- бытующая у иракских арабов пословица: n три вещи и в этом мире создал явно не Аллах- мух, евреев и персов. Заметьте арабы и персы- мусульмане. Статья, прекрасная, автору спасибо и салам. Насчет звуков му уважаемая Аза это это же вопрос семантике, который я не раз поднимал. В арабском языке- это частица, создающая страдательное причастие- мусульманин (покорный Вышнему), мубарак (благословленный, но ислам (религия мира), или же баракят ( благословение). Такая вот, филология.

      1. Suleyman Bari

        Благодарю Вас, ув. Валерий Емельянов! И Вам салам (мир)!
        «Вы сталкиваетесь с национализмом- арабским, персидским тюркским но не надо это называть мусульманскими», — Вы абсолютно правы!

  3. Suleyman Bari

    — Учитель, наш курдский народ поделили на четыре страны, — взволнованно сказал вбежавший в комнату юноша, — что же сейчас будет с нами?
    — Не переживай, ученик, — ответил Бадиуззаман Саид Нурси, — придёт время, и курды снова объединят исламский мир, они будут наследниками ислама.

    Курды всегда были народом верующим, и до исторического ислама, и после. И сегодня. Какую бы религию не исповедовали курды – ислам, езидизм, христианство, зороастризм – все они истинно верующие, любящие Творца, жаждующие справедливой и мирной жизни. И всех нас, конечно, объединяет, как Вы написали, «наш общий дух и кровь».

    Her bijî!

    Rêz û silavên kurdewarî!

    1. Aza Avdali

      О`кей, соглашусь с Вами, что курды всегда любили Творца и были привержены справедливой и мирной жизни. Но нам когда-то сказали, что ваш путь к Богу грязен, преступен и должен быть разрушен. Так и поступили те, кто нёс нам не свет животворящий, а смерть и порабощение, подчинение чужому духу, чужой совести. С курдами случилась страшная беда и память об этой катастрофе живёт во всех курдских душах по сию пору. Мы в исламе всегда были и останемся на второстепенном месте. Вы соглашаетесь с Нурси,, что миссия курдов — это объединить исламский мир и стать наследниками ислама? А зачем нам это сомнительное предназначение? И кто нам позволит лезть со своим курдским «рылом» в их калашный ряд? У нас что, нет иных предназначений? А как быть с теми, у кого другая религиозная картинка о происхождении сущего и иное служение Богу? Что сделают с ними? Потому что они никогда не пойдут, взволнованные и счастливые, взявшись крепко за руки с теми, кто очередной раз предлагает им отступничество и даже реально смерть? Не надо, друг мой, тешить себя несостоятельными иллюзиями. Именно наш общий дух и кровь вопиют и не позволят никому очередной раз расколоть нас по требованию религиозных пристрастий. Только приверженность народу своему, ни в коем разе не замусоленное религией, любой, есть наш путь к самим себе.

      1. Валерий Емельянов

        Уважаемая Аза. Позвольте мне (нет, не возразить, но несколько скорректировать Вашу позицию). Вы считаете сомнительной роль курдов в интеграции исламской цивилизации. Но это не предусматривает, что будет создан некий «халифат» только под курдским владычеством. Все гораздо тоньше. Речь идет о том, что курды вносили в истории и вносят сегодня свой огромный вклад в науку и культуру исламского мира. Именно об этом идет речь. Кстати, Вы в свое время поддержали идею, мною высказанную, о Курдистане (Южном) как Швейцарии, интегрирующем стержне, Ближнего Востока.
        И не только это. 25 сентября прошел референдум . Всё, после этого вопросы о том, кто нарушил Конституцию, кто за кого- излишни. Теперь вопрос стоит только о государственном внутреннем строительстве Южного Курдистана. Мы же на 15 октября 15.30 московского времени не знаем объективно, что произойдет через час. Так что вся «аналитика» здесь-вещь никчемная

        1. Aza Avdali

          Честно говоря, даже и не рассматривала оду Сулеймана как повод для выстраивания некой аллюзии с целью обосновать то, в чём нам всегда было отказано. Что такое интеграция? Это процесс объединения частей в целое. Да, курды так обогатили все виды творчества, наук разных, в том числе и мысль философскую, образование, медицину, военную науку, что исламский мир должен быть нам благодарен и признателен по гроб жизни. Но честь объединения исламской цивилизации принадлежит не курдам, и не надо нам приписывать то, что не нами сотворено. В этой цивилизации мы всегда были непризнанными и почти кастой неприкасаемых. Поэтому мы с опаской воспринимаем любой елей, который кто-то пытается лить нам на уши.
          И что гораздо тоньше? Не поняла я то ли лично Вас, то ли очень витиеватой мысли Сулеймана. Всё гораздо очевидней, да и привыкла я выражаться по большей части прямо, без потаённых загадок. А ещё, скажу Вам вот что: многие пытаются уличить нас в стремлении создать некий «халифат» под курдским владычеством. Это чистейшая провокация и она нас очень настораживает, потому что способствует той агрессии, которая выплеснулась на курдов после референдума особенно рьяно.

  4. Suleyman Bari

    «Некогда популярная антиисламская риторика у курдов уходит, приходит риторика происламская. Это началось даже не сегодня, а в самом начале курдского освободительного движения. Начали борьбу за права курдов курдские мусульманские лидеры: шейх Саид, Али Реза, Симко, Молла Мустафа Барзани. Исламизации курдского движения способствуют и социальные процессы в курдской среде. Курды, особенно молодежь, видят, что реальная сила сейчас — не за левацкими лозунгами вроде «Маркс! Энгельс! Оджалан!», а за исламом. В мире сейчас происходит мусульманский ренессанс, и курдов он тоже коснулся. Происходит кризис и в езидской среде. Очень многие курды — езиды отходят от религии предков и принимают ислам. Кроме того, нынешний курдский средний класс — наиболее активная политическая сила — состоит из курдов-мусульман. Благодаря этим процессам, в Турции появляются мечети, где мулла — курдский патриот, а все богослужения проходят на курдском языке. Свои митинги и выступления курдские патриоты-мусульмане проводят в виде коллективных молений на улицах турецких городов. Одно такое выступление в 2012 году собрало тысячи человек». Ю. Набиев.
    https://regnum.ru/news/polit/1618551.html

    1. Aza Avdali

      Сказать, что я совершенно потрясена приведённым отрывком из интервью Юры Набиева — это значит, не сказать ничего. Не буду комментировать, он сам это сделает, полагаю. Скажу лишь, что то обстоятельство, что раз курдские освободительные выступления возглавлялись шейхами, то это свидетельство того, что курды заточены на ислам — неудачный пример, ничего не доказывающий о приоритете ислама в наших великих восстаниях. Это какое-то странное представление либо абсолютное заблуждение. Эти восстания возглавляли курдские лидеры, да, курдские шейхи с курдским духом. Эта наша великая борьба никак и никогда не связана с исламом, нет ни одного примера того, что курды, поднимая эти восстания использовали хоть какие-то исламские лозунги и призывы. Не было этого никогда, только курдский дух и ничего больше. А про то, что многие езиды принимают ислам, то только по причине их страшного убийства усечением головы, убийства их детей. Массовых примеров тому и вовсе нет, езиды предпочитали смерть исламу. Хочу сказать вот о чём, чтобы ни у кого не было никаких вольных фантазий по поводу лично меня. Я человек верующий, во многом сомневающийся, с кучей вопросов, но мой путь к Богу никогда не лежал через храм, любой. Я пытаюсь общаться с Господом напрямую, да, это весьма самонадеянно, но религия, любая, мне не в помощь. Езидизм лично для меня — это отражение курдского сознания, удивительные попытки найти ответы на мучительные вопросы, это культурный пласт, возделанный курдами.

  5. Kurd from Kazakhstan

    Зачем курды вообще приносили себя в жертву ради ислама? зачем? чтобы попасть в рай с Аллахом и жить с 77 девствинницами?! В то время как курды отдавали свои жизни ради ислама, арабы (мусульмане) насиловали курдянок и растворяли курдов, сделав их турками, азербайджанцами, арабами. Ради чего такие жертвы? чтобы остаться без земли и государства?! Прекращате изврашать историю и пытаться сново одурманить курдов своими сладкими, завораживающими речами. Как говорится в курдских пословицах: Zmanê wî sor e lê hereketê wî kor e!
    Gotinên wî hêkeke mirîşkê nasen e!
    Şerm e bavê min Şerm e! Edî bes e me bixapîne!

    1. Валерий Емельянов

      Уважаемый Kurd from Kazakhstan. Нигде Священный Коран не говорит о 77 девственницах и т.п. Это хадис, предание, или, если хотите, народная арабская сказка не более.

  6. Suleyman Bari

    Как-то читал интересную статью на турецком языке, автора не помню (поищу на днях) о влиянии ислама на курдский народ (кстати, на турецком и на арабском языках очень много информации на эту тематику, чем на русском, к сожалению), где говорилось о том, что ислам объединил курдов и сделал их великими. При исламе курды создавали империю, многочисленные княжества и ханства, курды были правителями, полководцами, очень много учёных вышло из курдского народа, с помощью ислама окурдизировались многие армяне, ассирийцы и др.. Курдские шейхи, проповедники исламизируя другие регионы и народы, параллельно и курдизировали их (курдские топонимы, этнонимы, например те же «Рохинджа»), и название «Курдистан» появился при исламе… — а ведь есть какая-то истина здесь…
    В средние века курды были хозяевами Курдистана, и не только. При исламе курды действительно имели такие мощные государственные образования, как Шеддади, Ардалан, Хаккяри, Джезире, Соран, Бабан и т.д., до того момента, пока западные страны не засунули свои носы в Ближний Восток… Это разве ислам расчленил Курдистан на четыре части? Это разве исламский мир поделил курдский народ на четыре части? Сколько мусульманских стран участвовали в Лозанне, когда шёл процесс разделения Курдистана? Во всех бедах курдов в XX в. виноват западный мир. Запад прекрасно знает, кто такие курды и на что они способны….

    1. Aza Avdali

      Слушайте, Вы наверняка милейший человек, очень чистый и взволнванный своими озарениями. Каждый проходит свой путь и делает свой выбор, свой. Не надо обольщаться и считать, что каждое личное мнение, каждый личный выбор пути может и должен быть принят обществом, народом. А Вы хоть раз усомнились в той сказке Шехерезады о великих курдских прорывах в лоне ислама? Попробуйте и может хоть какая-то пелена сойдёт с Вашего такого восторженного восприятия. А Вы не допускаете, что совершенно по иному пути пошла бы курдская история, если бы её не заточили в ислам? Почему Бог в исламе оказался так не добр к курдам? А его арабские последователи так яростно зверствовали в отношении курдов? Правда, трагическая правда в том, что ислам расколол наш народ. А все те достижения и прорывы, о которых Вы живописуете, случались чаще всего вопреки. Конечно, согласна, в период ислама произошёл таки расцвет науки, искусств, литературы и прочее, взошли и ростки иного духовного восприятия и культуры, без сомнения, очень продвинутой и передовой по многим направлениям, но эти достижения были бы неизбежны при почти любых идеологических канонах и ограничениях, поскольку дух и мысль человеческая пытливы и любопытны. Разве в иных культурах, при иных религиях, христианстве, буддизме, а ещё раньше, в древних империях при иных религиозных представлениях мир и человечество были инертны и замшелы?

  7. Suleyman Bari

    Очень много тайн, очень многое спрятано… очень много вопросов. Вот почему мы знаем о курдах и Курдистане с 6 века больше, чем до 6 века? Очень много русскоязычных курдов говорят, что курдов заставляли принимать ислам. И также есть и много таких, которые говорят, что курды добровольно переходили в ислам. Если курдов заставляли принимать ислам, тогда как так получается, что среди сподвижников пророка Мухаммеда были и курды? Как «люди из пустыни» смогли заставить воинственных и непокорных курдов исламизироваться? Много вопросов, много тайн…
    Следует отметить, что те, которые насильно заставляют других менять свою религию, они НЕ мусульмане, ибо написано в Коране — «нет принуждения в религии», » тебе твоя вера, мне моя». По истинному Исламу, по философии Ислама, лучше быть убитым, чем убийцей. В Коране написано, что убив одного невинного человека — убиваешь всё человечество. И ещё, Ислам – это не арабская религия. Первым народом, воевавшим с Мухаммедом – были арабы. Пророк Мухаммед говорил: «нет никакого преимущества араба над не арабом, и не араба над арабом».

    1. Aza Avdali

      Ну Вы, конечно, святой человек, и этим вызываете симпатию. Но уж простите, я не разделяю Вашу восторженность, но и не собираюсь, да и не смогу Вас переубедить. Вы прекрасны в своей незыблемой вере. Спрошу вот о чём: Вы ведь знаете, что все религиозные войны, неприятия, кровавые столкновения — это всегда были битвы за захват земель? Не обольщайтесь, ничего возвышенного и духовного. И курдов резали так, что ещё остались зримыми русла тех кровавых рек от их истребления, впрочем, и сегодня происходит ровно это же. И ещё: вера в бога никоим образом не должна быть сопряжена с покорностью. Это так не по божески, ведь говорят, что Бог — это любовь. Я же категорически не хочу, чтобы хоть кто-то заставил меня принять эту любовь. Я сама хочу принимать свои решения и следовать им, я хочу вести свой разговор с Богом без тех ограничений, которые мне кто-то предписывает. А что там говорится про джихад, требование ко всем правоверным мусульманам относительно гяуров? Джихад против курдов происходил и тогда когда они были привержены исламу, и к тем, кто был в лоне других религиозных представлений, а ещё, этот джихад совершался курдами против курдов. Почему Вы не вздрагиваете?

  8. Suleyman Bari

    Ислам, чистый ислам – это религия мира и добра, корнем арабского слова «ислам» является слово «салам», что в переводе с арабского значит «МИР», и пишутся слова эти одинаково — سلام . Арабское слово «муслим» (мусульманин) — значит — стремящийся к миру, к примирению, — оно является синонимом слову «верующий» и «единобожник». В каком-то смысле все, верующие (разных конфессий) в одного Единого Бога, Творца всего и вся, — мусульмане…
    Курды являются правильными и истинными мусульманами, а не те варвары и дикари, которые прикрываясь исламом, несут зло в мир. И неправильно судить об исламе по ним, а справедливее будет судить об исламе по истинным, настоящим мусульманам — по курдам, но не по тем, кто использует ислам и прикрывается им ради своих грязных целей.

  9. Suleyman Bari

    Те персы, арабы и турки, которые желают уничтожить курдов и их культуру, они не мусульмане, они используют религию ислам. Написано в Коране, что если враг пришел убить твою семью, твоё племя, твой народ, тогда ты имеешь право защищаться и убить врага, и поэтому восстания против угнетателей курдского народа всегда поднимали курдские шейхи, муллы, кази (мусульманские судьи). Например, шейх Саид (Северный Курдистан, и из истории мы помним скольких курдских шейхов тогда казнило правительство нацистской Турции), мулла Мустафа Барзани (Южный Курдистан), мусульманский судья Мухаммед Кази (Восточный Курдистан, Мехабад) и т.д… Так что дело курдов правое, ибо они защищают свой народ!

    1. Слишком Горький

      О, ВЕЛИКИЙ ХОДЕ! СДЕЛАЙ ТАК, ЧТОБЫ ЛЮБОВЬ ОТ АЛЛАХА И УЖ ТЕМ БОЛЕЕ ГНЕВ И НЕНАВИСТЬ ОБОШЛИ НАС КУРДОВ СТОРОНОЙ! АМИНЬ!

    2. Мураз Аджоев

      Внимательно вчитываясь во все эти довольно интересные рассуждения, обнаруживаешь явные противоречия. Вся «привлекательная»логика автора вытекает из какого-то виртуального «мира»личного восприятия предмета его изучений и размышлений, что не соответствует абсолютно ужасающе
      трагическим последствиям истории существования курдского этноса в исламском пространстве среди всех других «братских» мусульманских народов, в частности, «правоверных» арабов, персов и турков. Вероятно, ислам, как и все другие мировые религии, является одним из учений о гармоничном сосуществовании всех людей самой разной этнической и социально-культурной идентичности, но только, как показала вся история, эта красивая и сказочная философия, очевидно, принесла всему курдскому народу, мягко говоря, не счастливую судьбу. Курдский народа выходит из виртуального мира и возвращается стремительно в свое естественное национально-духовное и исконное социально-культурное, гуманитарное пространство, в котором мирно и гармонично булут сосуществовать разнообразные компоненты единого светского гражданского общества суверенно независимого Курдистан, со всем уважением ко всем религиям.

  10. Патриот

    Согласен с Уважаемым Сулейманом Бари! В целом, ислам курдам помог сохраниться и править на своей земле вплоть до того времени, когда западный мир разделил Курдистан на четыре части! Сейчас вся западная пропаганда работает на то, чтобы очернить мусульманский мир, хотя причина ныне существующих проблем на Ближнем Востоке создали именно западные страны! А курды были разобщены и без ислама!

    1. Suleyman Bari

      Именно так , Патриот! Всё верно! Курды были разобщены ещё с древних времён, и Ислам тут не причём. Что Мидийская империя должна была уничтожена Исламом? И мн.др. Silav u rez!

      1. Мураз Аджоев

        Вы, уважаемый мусульманин Бари, вольно или невольно представляете собой откровенного пропагандиста идеологии политической исламской организации «Братьев мусульман», которая долго и активно, но явно безуспешно пыталась продвигать свой некий проект-идею создания «единого исламского халифата без национальных границ и государств». Политическое власти и национальное руководство (Южного) Курдистана в лице президента вежливо, но очень решительно и однозначно заявили высокопоставленным эмиссарам этой «организации», кстати, к сожалению, курдского происхождения, чтобы они никогда в будущем даже не пытались думать о реализации этой своей идеи на курдской земле. Референдум о суверенной независимости проходил под национальным флагом и на фоне национального гимна Курдисианп и курдского народа, а не под знаменем ислама. Это ярчайшая и неоспоримая правда.

        1. Suleyman Bari

          Wey loooo!!! ez kirin Brattya musulman))))))))) И где же я , уважаемый, «продвигаю свой некий проект-идею создания «единого исламского халифата без национальных границ и государств»??? где?

          http://kurdistan.ru/2017/09/25/articles-30517_Spasibo_Bogu_za_etot_den.html

          http://kurdistan.ru/2015/04/03/news-23739_Izvestnye_lyudi_o_Kurdah_i_Kurdistane.html

          http://kurdistan.ru/2015/12/23/news-25532_Izvestnye_armyane_o_kurdah_i_Kurdistane.html

          http://kurdistan.ru/2016/01/15/news-25685_Izvestnye_rossiyane_o_kurdah_i_Kurdistane.html

          http://riataza.com/2017/06/26/plohie-li-kurdyi-musulmane/

          Да, уважаемый езид Аджоев, я Курд-мусульманин, и этим я БЕСКОНЕЧНО горжусь!

  11. Мураз Аджоев

    И непременно надо отметить, что этот «проект единого, идеального и демократического халифата» уж очень сильно напоминает «проект федеральных демократических кантонов» Апо-Оджалана, так явно и насильственно продвигаемого РПК-ПДС в Западном Курдистане. А ведь президент Турции и Иранский режим большие поклонники идеологии и политики «Братьев мусульман».

  12. Suleyman Bari

    Что плохого в данной статьи? Почему многим так не нравится, когда пишут о курдах-мусульманах, о их роли в истории человечества, о их достижениях и др?

  13. Патриот

    Уважаемые Мураз и Аза я не могу понять почему начинается такая суета когда речь заходит об исламе? Ваши комментарии идут в разрез со смыслом статью Сулемана Бари, такое ощющение что вы ее не читали даже! И помнится что комментируя другую статью Сулеймана Бари было тоже самое! Хотя он говорит именно то что соответствует действительности и не сказал ничего лишнего! К вашему сожалению и к моему счастью мы курды в подавляющем большинстве мусульмане и об этом не жалеем, мы этим гордимся! Вызывает глубокое сожаление, что такие патриоты как вы позволяете себе делать такие опрометчивые и легкомысленные выводы!

    1. Мураз Аджоев

      Если бы Вы внимательно читали наши комментарии, то поняли бы, что мы ведём речь о политической идеологии под прикрытием ислама, которая всегда использовалась вовсе не друзьями курдского народа. А те, кто приверженныэтой политической идеологии, осознанно и умышленно ставят религиозную идентичность превыше национальной. В этом и состоит их «городая опрометчивость и легокомысленность». К счастью, большинство курдов-мусульман, к вашему сведению, гордится своей курдской национально-духовной и культурной идентичностью прежде всего, потому что для курдов религия вторична. Пераичны лишь вера в Бога-Единого Господа, любовь к родине и уважение памяти предков. А политический ислам -это от лукавого и поэтому против курдского народа и Курдистана. Не сейте рознь своим осознанным «легкомыслием», не сможете.

  14. Патриот

    Мураз вот такие опрометчивые комментарии и сеют между нами рознь и непонимание!

  15. Aza Avdali

    Выхожу из дискуссии, но выскажу несколько мыслей для меня принципиальных. Совершенно очевидно, что курды, не все, к счастью, народ увлеающийся. Так уж устроен наш психотип мышления, оно какое-то абстрактно-логическое. Наверное именно отсюда наша чрезмерная увлечённость религиями, всякими идеологиями, учениями разных шарлатанов и проходимцев.. И всё это разъело нас изнутри. Но, к счастью, это обстоятельство не стало фатальным, не уничтожило наш древний народ, как того желали все те, кто охмурял мозги и души в надежде, что мы растеряем нашу суть и примем к исполнению всего лишь форму и пойдём туда и за теми, за кем и куда вовсе не надо было ходить. Любая форма — она формальна и имеет склонность меняться, отступать, а в минуты судьбоносные, как сегодня, важна только суть — это наш народ. Это и есть и всегда будет нашей религией. И никакие благоуханные розы, хоть ислама, хоть езидизма, христианства не могут стать нам ни опорой, ни средством нашего объединения под единым куполом всех, независимо от религиозных предпочтений. И ещё, давайте примем наконец-то к сведению: религия и вера — это совсем не одно и то же. Национальность — это единственный и естественный инструмент объединения, а идеология, религия — это чаще некие предписания и требования. Так вот, кто хочет, пусть их и соблюдает, но при всенепременном приоритете принадлежности к народу своему.

  16. Aza Avdali

    Продолжу. Я ведь в самом начале сказала, что Сулейман Бари проделал очень большую и важную работу. Но ощущение того, что именно форма превалирует над сутью — она очевидна. И противоречий предостаточно. Многие цитаты констатируют, что для турок, арабов и персов — ислам это средство достижения своих целей, и в этих целях курды не просто слабое звено, они то, что должно быть съедено и проглочено без остатка. Но некоторые сверхмеры увлечённые курды, а они были и есть во все времена, предлагают стучаться в ту дверь, которая всегда будет закрыта пред курдами. А некоторые из особо упорных всё стучат и припевают: мы лучшие из вас, мы столько сделали для вас, мы гордимся, что мы часть вашего мира и прочая беллетристика вкупе с психологией. Господа, давайте не будем гордиться, что мы курды-мусульмане, курды-езиды и т.д., а просто будем курдами и гордиться именно этим. Хотите быть религиозными — на здоровье, но не надо размахивать формой там и тогда, когда речь идёт о нашем народе, о важнейшей сути, о сохранении и нашем выживании в этом таком не добром к нам мире. Такая важная тема, а я вот не пойму, почему так стыдливо или трусливо молчаливы те, кто так любит исключительно себя в своих представительских функциях, в показной любви к народу своему, а шашлык из баранины, пышные встречи-проводы, фотосессии, пустые поездки в Курдистан предпочитает внятно озвученной позиции. Вот ведь проблема.

    1. Suleyman Bari

      «религия и вера — это совсем не одно» — истина!
      Я выше писал, что «Курды всегда были народом верующим, и до исторического ислама, и после
      И сегодня. Какую бы религию не исповедовали курды – ислам, езидизм, христианство, зороастризм – все они истинно верующие, любящие Творца, жаждующие справедливой и мирной жизни»
      И всех нас, конечно, объединяет, как ув. Аза Авдали выше написала, «наш общий дух и кровь».
      Her bijîn! Rêz û silavên kurdewarî!
      Мир Вам всем, уважаемые! Xweda Me hemuyan xayike!
      Biji Kurd u Kurdistan!

  17. Ari

    Сейчас не время поднимать эту болезненную тему!

    Киркук — сейчас в огне. Лучше делитесь сводками новостей, о том, что там происходит!

  18. Алена

    Думаю, что в деле строительства национального государства аппелировать к общей религии не имеет смысла по одной причине — любая мировая религия ( ислам или христианство) заточена на НАДнациональное строительство единого организма. С той разницей, что в исламе это вполне земной халифат, а в христианстве не от мира сего Царство божье. Поэтому политическая военная борьба за свое государство с религиозным братством связана быть не должна по определению. Это тот случай, когда богу — богово, а кесарю- кесарево.

  19. Aza Avdali

    Ещё одна точка в полемике и она абсолютно уместна. Собственно, я всего лишь хотела сказать Алёне, что согласна с ней, мы с ней чаще оппонируем друг другу. Сегодня, именно сегодня так обнажилось и так уязвимо то пространство, которое для нас должно быть превыше всего, потому что нас сохранило и впредь будет хранить и держать на плаву только наша принадлежность к нашему народу. А религия — это изыски, пища, потребность для любопытствующего ума и в случае, если это любопытство не доводит до фанатизма, поклонения, то это очень интересный предмет для познания, удивленеия, а когда и восхищения. Когда кто-то искренне считает, что принадлежность к той или иной религии — это предмет для гордости, это уже чрезвычайно опасно, потому что это предполагает опасные компромиссы: что первично, что важнее, а что и всенепременно обязательно. И глупо апеллировать в этих дискуссиях к логике, потому что в в том предмете, называемом религия, логики нет изначально, одна метафизика.

Комментирование закрыты.